Органные концерты — СЕНТЯБРЬ 2019

7 сентября, суббота, 19 часов

Органный концерт

ТОККАТЫ И ПАССАКАЛИИ

Г. Муффат, И.С. Бах, Й.Г. фон Райнбергер, Э. Жигу, Д. Шостакович

ЛИЛИЯ КУЗНЕЦОВА

(орган, Санкт-Петербург)

Концерт петербургской органистки Лилии Кузнецовой — экскурсия в мир популярных органных форм — токкаты и пассакалии. Токката — виртуозный и блестящий жанр, к которому обращались и продолжают обращаться композиторы разных эпох. Прозвучит не нуждающаяся в представлении знаменитая Токката и фуга ре минор И.С. Баха. Оригинальная в композиционном плане, трёхчастная Токката до мажор контрастирует со следующим за ним Адажио — одним из самых интонационно-выразительных сочинений композитора. Развёрнутый цикл завершается виртуозной фугой.  Токката из сборника «Apparatus Musico Organisticus» старшего современника Баха — Г. Муффата представит жанр в южнонемецкой барочной трактовке, а Токката Э. Жигу — во французской виртуозной манере.

Пассакалия — пьеса, написанная в форме вариаций на повторяющемся басовом голосе. Она родилась в Испании XVII века и достигла расцвета в творчестве И.С. Баха, Г.Ф. Генделя, Д. Букстехуде, а затем практически исчезла из мира музыки и возродилась вновь в XX веке. Драматичная пассакалия из оперы Д.Д. Шостаковича «Катерина Измайлова» звучит в кульминационной развязке сочинения, ошеломляя силой воздействия. Романтический вариант Пассакалии представлен опусом немецкого композитора Й.Г. Райнбергера, это наиболее популярное сочинение композитора для органа. Пассакалия до минор Баха – одно из его самых грандиозных органных творений. Тем удивительней, что это сочинение молодого композитора, в котором его гений, однако, уже звучит в полную силу. В изобретательности Бах будто бы соперничает со своими великими предшественниками и убедительно выигрывает у них, о чём возвещает триумфальный финал завершающей фуги.

Программа концерта:

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)

Токката и фуга ре минор, BWV 565

Йозеф Габриэль фон Райнбергер (1839-1901)

Пассакалия из Сонаты № 8, op.132

Георг Муффат (1653-1704)

Токката XII си-бемоль мажор из сборника «Apparatus Musico Organisticus»

Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906-1975)

Пассакалия из оперы «Катерина Измайлова», op.29           

Иоганн Себастьян Бах

Токката, Адажио и фуга до мажор, BWV 564

Эжен Жигу (1844-1925)

Токката из «10 пьес» для органа

Пассакалия и фуга до минор, BWV 582

8 сентября, воскресенье, 16 часов

Органно-вокальный концерт

SALVE REGINA

Я.П. Свелинк, И.С. Бах, С. Франк, Й.Г. фон Райнбергер, Дж. Пуччини, Н. Рота

Лауреаты всероссийских и международных конкурсов

СОФЬЯ ИГЛИЦКАЯ (орган)

ТАТЬЯНА СУЧКОВА-ГАВРИИЛОВА (меццо-сопрано)

(Москва)

Salve Regina — «Славься, царица» — традиционная католическая молитва, обращение к Пречистой Деве Марии — песнопение, которое регулярно исполняется в католическом культе. Мелодию Salve Regina использовали композиторы, начиная со времён позднего Средневековья, а её текст — композиторы позднего Возрождения и барокко: У. Бёрд, К. Монтеверди, Ж.-Б. Люлли, М.-А. Шарпантье, Дж.Б. Перголези, Д. Скарлатти, А. Вивальди. В XIX веке Ф. Шуберт написал на текст Salve Regina шесть вокальных сочинений для различных составов, в XX веке Ф. Пуленк эффектно использовал первую строфу Salve Regina в финальной сцене своей оперы «Диалоги кармелиток». В XXI веке на текст знаменитого антифона писал А. Пярт (2002). В программе концерта московских музыкантов, лауреатов всероссийских и международных конкурсов Софьи Иглицкой (орган) и Татьяны Сучковой-Гаврииловой (меццо-сопрано) также прозвучат два сочинения на текст Salve Regina для голоса и органа: Дж. Пуччини и Н. Рота.

В программе концерта прозвучит старинная музыка: Хроматическая фантазия выдающегося нидерландского композитора XVI-XVII веков Я.П. Свелинка, создавшего собственный оригинальный стиль, трёхчастная Фантазия соль мажор И.С. Баха, написанная во французской манере и его же две арии — из «Магнификата» и кантаты № 6. Три духовные песни мюнхенского композитора, органиста и педагога Й.Г. Райнбергера и Фантазия ля мажор выдающегося парижанина, композитора-основоположника романтического стиля С. Франка пригласят в мир немецкой и французской музыки XIX века.

Программа концерта:

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)

Фантазия соль мажор, BWV 572

Ария «Et exultavit» («И возрадовался дух мой») из «Магнификата», BWV 243

Ария «Hochgelobter Gottessohn» («О всехвальный Сын Божий») из Кантаты № 6, BWV 6

Ян Питерсон Свелинк (1562-1621)

Хроматическая фантазия №1 ре минор, SwWV 258

Йозеф Габриэль фон Райнбергер (1839-1901)

Три духовные песни, op.157:

№ 1. «Sehet, welche Liebe» («Смотрите, какую любовь явил нам Отец»)

№ 2. «Ich bin des Herrn» («Я, Господний, к нему взываю»)

№ 6.  Ave Maria

Иоганн Себастьян Бах

Хоральная обработка «Meine Seele erhebt den Herren» («Величит душа моя Господа») из цикла «6 Шюблеровских хоральных обработок», BWV 648

Джакомо Пуччини (1858-1924)

Salve Regina, S.39

Нино Рота (1911-1979)

Salve Regina

Сезар Франк (1822-1890)

Фантазия ля мажор, FWV 35

14 сентября, суббота, 19 часов

Органный концерт

ОРГАН МНОГООБРАЗНЫЙ

И.С. Бах, С. Франк, Ф. Лист, Ш.-М. Видор, М. Зариньш

Лауреат международных конкурсов

ЛИЛИЯ ЯКУШЕВА

(орган, Москва)

Программа московской органистки, лауреатки международных конкурсов Лилии Якушевой ярка и разнообразна. В ней представлены сочинения корифеев органной композиции XVIII-XX веков: И.С. Баха, С. Франка, Ф. Листа и Ш.-М. Видора. Контрастно в жанре прелюдии и фуги будет представлено творчество Баха — драматичным и эмоционально-насыщенным си-минорным и лёгким и виртуозным до-мажорным опусами. На тему имени Баха в программе концерта прозвучат два сочинения: знаменитая Прелюдия и фуга на тему BACH Листа — одно из трёх его масштабных полотен, написанных в концертно-виртуозном стиле, а также интереснейшее сочинение латвийского композитора М. Зариньша — Вариации BACH. Зариньш, окончивший Рижскую консерваторию по трём специальностям — как композитор, пианист и органист, регулярно обращался к органу, написав также Concerto innocente (1969), Concerto triptihon (1972) для органа и камерного оркестра и Патетический концерт (1947) для органа, ансамбля ударных и арфы. В последние годы жизни он уделял больше внимания литературному творчеству, сочетающему элементы реализма и фантастики. Французская органная музыка будет представлена двумя контрастными в жанровом и эмоциональном плане сочинениями: знаменитой Прелюдией, фугой и вариацией классика романтического стиля С. Франка, а также Allegro из Органной симфонии № 6 его последователя, композитора, чьё имя традиционно связывают с понятием «симфонического» органа — Ш.-М. Видора.

Программа концерта:

Иоганн Себастьян  Бах (1685-1750)

Прелюдия и фуга си минор, BWV 544

Маргер Зариньш (1910-1993)

Вариации BACH для органа (1970)

Шарль-Мари Видор (1844-1937)

Allegro из Органной симфония № 6, op. 42 № 2

Иоганн Себастьян  Бах

Хоральная прелюдия «O Mensch, bewein dein Sünde groß»

из цикла «Органная книжечка», BWV 622 

Прелюдия и фуга до мажор, BWV 531  

Сезар Франк (1822-1890)

Прелюдия, фуга и вариация си минор, FWV 30

Ференц Лист (1811-1886)

Прелюдия и фуга на тему BACH

15 сентября, воскресенье, 16 часов

Органный концерт

DE PROFUNDIS

И.С. Бах, В.А. Моцарт, А. Пярт, К. Нильсен

Лауреат международных конкурсов

ЕГОР КОЛЕСОВ

(орган, Санкт-Петербург)

«Из глубины взываю» — так переводится с латинского De Profundis, начальные слова 129 Псалма из Псалтиря, по содержанию представляющего собой покаянную молитву возлагающих на Бога свою надежду на спасение. В западноевропейской музыке этот псалом неоднократно использовался в качестве текстовой основы монодической и многоголосной композиции. Отражая характер Псалма, композиторы использовали его и метафорически — как некий символ глубокого страдания, переживания.

Трагичная Фантазия соль минор была сочинена И.С. Бахом после смерти первой жены. Душевной драме, развернутой в фантазии, противопоставлено тревожное, но жизнеутверждающее чувство в фуге. Прозвучит Адажио и Рондо для стеклянной гармоники и ансамбля в переложении для органа французского органиста и композитора Жана Гийю, а также Pari intervallo (1976) эстонского композитора А. Пярта, творившего для органа в оригинальном стиле tintinnabuli. Пярт сравнивает технику tintinnabuli «с белым огоньком, в котором содержатся всевозможные цвета, а чтобы различить их, нужна призма», под которой композитор подразумевает душу слушателя. При всей неповторимости пяртовского стиля, он оказался во многом созвучен эстетическим установкам своего времени — поставангарда, который, в свою очередь, явился реакцией на крайности авангардизма. Вместо предельно заостренного, субъективного самовыражения он выдвинул надындивидуальность стиля: статичное ощущение времени, сближение с религией, акцент на «магическом, ритуальном» значении музыки.

В завершении концерта прозвучит последнее сочинение выдающегося датского композитора и дирижера Карла Нильсена – Commotio. Нильсен перевёл это название, как «Движение, в том числе духовное». Он считал эту работу наиболее значительной. Создание произведения потребовало от него максимальной концентрации. Главной идеей Нильсена было воссоздать органный полифонический стиль, который, по мнению композитора, был утрачен в его эпоху.

Программа концерта:

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)

Фантазия и фуга соль минор, BWV 542

Хоральная обработка «Dies sind die heil’gen zehn Gebot’» из третьей части «Клавирных упражнений»,  BWV 678

Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791)

Адажио и Рондо для стеклянной гармоники и ансамбля, KV 617

(переложение для органа Жана Гийю)

Арво Пярт (р.1935)

Pari intervallo (1976)

Карл Нильсен (1865-1931)

Commotio, op.58 (1931)

21 сентября, суббота, 19 часов

Органно-вокальный концерт

ШЕДЕВРЫ ЕВРОПЕЙСКОЙ ДУХОВНОЙ КЛАССИКИ

Д. Букстехуде, И.С. Бах, И. Брамс, С. Франк, К. Сен-Санс

ЮЛИЯ ЛОТОВА (орган, Москва)

Лауреат международных конкурсов

МАРИНА МАКАРОВА (сопрано, Санкт-Петербург)

Юлия Лотова — московская органистка, педагог и композитор, штатный органист общины Свв. Петра и Павла церкви Ингрии в Москве, художественный руководитель органного класса  МГУ имени М.В. Ломоносова, сотрудник Российского национального музея музыки. На концерте вместе с юной вокалисткой, лауреатом международных конкурсов Мариной Макаровой она представит разнообразную программу, состоящую из шедевров европейской духовной классики. Прозвучат хоральные обработки И.С. Баха для органа соло, а также две песни из сборника Г. Шемели для голоса и органа. Доподлинно неизвестно, сколько именно из 69 мелодий были не только гармонизированы Бахом, но и полностью сочинены им, но авторство «Dir, dir, Jehova, will ich singen» («Тебе, тебе, Иегова, я буду петь») доказано абсолютно. Адажио ре минор из концерта для гобоя и струнных Алессандро Марчелло является самым известным произведением композитора. Оно прозвучит на органе соло в транскрипции И.С. Баха для клавесина. В программе широко представлена органная музыка Франции: XVIII век — тремя пьесами из Сюиты I-го тона Л.-Н. Клерамбо, написанной в изысканной клавирной манере, требующей особенных знаний исполнения мелизмов и техники inégalité. Век романтики будет представлен Менуэтом из знаменитой «Готической сюиты» Л. Боэльмана,  а также двумя грандиозными пьесами С. Франка: Фантазией ля мажор и Финалом, op.21.

Panis Angelicus («Хлеб Ангелов») — предпоследняя строфа из гимна «Sacris Solemnis», написанного Фомой Аквинским для Праздника Тела и Крови Христовых. В 1872 году Франк написал Panis Angelicus для тенора, арфы, виолончели и органа. Произведение прозвучит в переложении для сопрано и органа. Прекрасная Ave Maria К.Сен-Санса дополнит картину вечера.

Программа концерта:

Луи-Николя Клерамбо (1676-1749)

Три пьесы из Сюиты I-го тона:

Grand Plein Jeu

Trio

Dialogue sur les Grands Jeux

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)

Хоральная обработка «O, Mensch, bewien dein Sünde groß» («О, Человек, оплакивай свой тяжкий грех») из цикла «Органная книжечка», BWV 622

Две песни из сборника Г. Шемели:

«Liebster Herr Jesu, wo bleibst du so lange?» («Возлюбленный Иисус, почему ты не приходишь так долго?»), BWV 484

«Dir, dir, Jehova, will ich singen» («Тебе, тебе, Иегова, я буду петь»), BWV 452

Хоральная обработка «Valet will ich dir geben» («Я прощаюсь с тобой»), BWV 736

Алессандро Марчелло (1673-1747) — Иоганн Себастьян Бах

Адажио ре минор

Леон Боэльман (1862-1897)

Менуэт из «Готической сюиты»

Сезар Франк (1822-1890)

Panis Angelicus

Фантазия ля мажор из цикла «Три пьесы для большого органа», FWV 35

Камиль Сен-Санс (1835-1921)

Ave Maria

Сезар Франк

Финал из цикла «Шесть пьес для большого органа», op.21

22 сентября, воскресенье, 16 часов

Органный концерт

ВИТРАЖИ ВРЕМЕНИ

Я.П. Свелинк, С. Шейдт, И.А. Рейнкен, И.С. Бах, С. Франк, М. Дюпре

Лауреат международных конкурсов

ЕЛИЗАВЕТА ШАБАЛИНА

(орган, Санкт-Петербург)

Елизавета Шабалина — яркая и талантливая петербургская органистка, лауреат множества международных конкурсов. Она подготовила для слушателей программу, в которой сочетается органная музыка пяти веков. Концерт откроет торжественный Оффертуар до мажор Ф. Куперена из «Приходской мессы», написанной для воскресных служб и праздников. Клавирные сочинения нидерландского органиста-виртуоза, клавесиниста, импровизатора, композитора и выдающегося педагога Я.П. Свелинка выдают не только талант и оригинальность, но и высочайшее мастерство и зрелость. Прозвучат два его сочинения: Гексахорд-фантазия V и Вариации на тему «Mein junges Leben hat ein End» («Моя молодая жизнь подходит к концу»). По глубине и красоте образов, масштабности, смелости и полифоническому мастерству музыка Свелинка вполне сопоставима с баховской, творчество которого на концерте будет представлено Прелюдией и фугой ля минор, монументальным полотном, в котором гений Баха раскрывается в полную силу. Три хорала для органа Франка — подлинные романтические поэмы, которые он сочинил в последний год своей жизни, подведя, таким образом, итоги своего творческого пути. В основе формы Хорала си минор, который прозвучит на концерте — жанр пассакальи, а тональной семантикой он обращает нас к страданиям Христа. Блестящий виртуоз-импровизатор, композитор и органист М. Дюпре — автор многочисленных сочинений для органа в различных жанрах. Его Прелюдии и фуги, op.7 были опубликованы в 1920 году, каждая из трёх частей посвящена памяти коллег-органистов. Композиция произведения строится на контрасте между торжественностью первой Прелюдии и фуги (си мажор), умиротворённостью второй (фа минор) и оживлённостью третьей (соль минор). От самого же Дюпре идёт традиция исполнения номеров по отдельности (он отдавал предпочтение Прелюдии и фуге соль минор, регулярно исполняя её в концертах на бис — именно она и прозвучит в программе Елизаветы Шабалиной). Петр Эбен — наиболее известный представитель чешской органной культуры XX века. В заключение концерта прозвучит Финал из его цикла «Воскресная музыка» (1957), который можно отнести к жанру органной симфонии.

Программа концерта:

Франсуа Куперен (1668-1733)

Оффертуар до мажор из «Приходской мессы»

Ян Питерсон Свелинк (1562-1621)

Гексахорд-фантазия V

Вариации на тему «Mein junges Leben hat ein End» («Моя молодая жизнь подходит к концу»)

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)

Прелюдия и фуга ля минор, BWV 543

Сезар Франк (1822-1890)

Хорал си минор, FWV 39

Марсель Дюпре (1886-1971)

Прелюдия и фуга соль минор, op.7

Петр Эбен (1929-2007)

Финал из цикла «Воскресная музыка»

28 сентября, суббота, 19 часов

Вечер музыки для органа и саксофона

КАРТИНКИ С ВЫСТАВКИ

И.С. Бах, Л. Винчи, К.Ф.Э. Бах, М.П. Мусоргский, С.В. Рахманинов, К. Дебюсси,

М. Равель, Э. Бозза, А. Пярт

Лауреаты международных конкурсов

ЮЛИЯ ГЛАЗКОВА (орган)

СЕРАФИМА ВЕРХОЛАТ (саксофон)

(Санкт-Петербург)

Удивительное сочетание инструментов — органа и саксофона — ждёт слушателей на концерте петербургских музыкантов, лауреатов международных конкурсов Юлии Глазковой и Серафимы Верхолат. В программе концерта будет разнообразно представлена музыка XVIII века: Токката, Адажио и фуга до мажор И.С. Баха для органа соло, Сонаты Л. Винчи и К.Ф. Э. Баха в переложении для саксофона и органа.

Во второй части концерта — музыка XIX-XX веков. Э. Бозза — французский композитор и дирижёр, автор камерных пьес для духовых инструментов, отличающихся особенным мелодизмом, оригинальными гармониями и тонким чувством возможностей инструмента. Ария Боззы для саксофона-альта соло прозвучит в переложении для саксофона и органа.

А. Пярт — эстонский композитор, самый исполняемый из ныне живущих, создатель авторского стиля tintinnabuli, в котором он воплотил принципы техники минимализма и эстетики «новой простоты». Органная месса «Annum per annum» («Год за годом») написана к 900-летию кафедрального собора в Шпaйере (Германия), в том числе, «в качестве выражения преданности и благодарности Св. Цецилии, покровительнице духовной музыки». Пьеса «Сиринкс» К. Дебюсси написана для солирующей флейты (на концерте прозвучит на саксофоне соло). Рождением её он обязан дружбе с драматургом и поэтом Г. Мурреем, который попросил написать музыку к его пьесе «Психея», сопровождающую балетную сцену смерти Пана. Таинственная, причудливо развёртывающаяся мелодия сопровождала хореографическую сцену, которую исполняла танцовщица в белых одеждах и босиком.

В завершающей части концерта слушателей ждут шедевры русской и французской музыки в переложении для саксофона и органа: «Старый замок» из цикла «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского, «Вокализ» С.В. Рахманинова и «Болеро» М. Равеля.

Программа концерта:

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)

Токката, Адажио и фуга до мажор, BWV 564

Леонардо Винчи (1690-1730)

Соната до мажор (переложение для саксофона и органа):

Adagio

Allegro

Largo

Tranquillo

Allegro

Иоганн Себастьян Бах 

Хоральная прелюдия «Vater unser im Himmelreich», BWV 737

Ариозо из Концерта № 5 для клавесина и струнных
(обработка для саксофона и органа), BWV 1056

Карл Филипп Эммануэль Бах  (1714-1788)

Соната соль минор для скрипки и клавесина, Н.524.5

(переложение для саксофона и органа):

Allegro

Adagio

Allegro

Эжен Бозза  (1905-1991)

Ария для саксофона и органа

Арво Пярт (род.1935)

«Annum per annum» («Год за годом»)

Клод Дебюсси (1862-1918)

«Сиринкс» (1913) для саксофона соло

Модест Петрович Мусоргский (1839-1881)

«Старый замок» из цикла «Картинки с выставки» для фортепиано

(переложение для саксофона и органа)

Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943)

«Вокализ», ор.34 № 14 для голоса и фортепиано (переложение для саксофона и органа)

Морис Равель (1875-1937)

«Болеро» (1928) для симфонического оркестра

(переложение для саксофона сопрано, саксофона альта и органа)

29 сентября, воскресенье, 16 часов

Органный концерт

ОРГАННЫЕ СОНАТЫ И КОНЦЕРТЫ

И.С. Бах, А. Вивальди, В.А. Моцарт, Ф. Мендельсон-Бартольди, М. Таривердиев

Лауреат международных конкурсов

ОЛЬГА КОТЛЯРОВА

(орган, Санкт-Петербург)

Программа концерта петербургской органистки, лауреата международных конкурсов Ольги Котляровой выдержана в классическом стиле: в ней прозвучат органные сонаты и концерты.

Сонаты для органа И.С. Баха, В.А. Моцарта и Ф. Мендельсона-Бартольди — совершенно разные по форме, фактуре, стилистике, манере изложения. Трёхчастная трио-соната ми-бемоль мажор Баха — первая в цикле из 6 сонат, написанных им для сына В. Фридемана, чтобы развить технику игры на инструменте. Каждый из трёх голосов, в том числе в педали, имеет облигатное, самостоятельное значение. Исполнение трио-фактуры требует от органиста большой степени ловкости. Трио-сонаты стали неотъемлемой частью репертуара исполнителя и говорят о степени его профессионализма. Моцарт страстно любил орган и с ранних лет славился как искуснейший исполнитель и импровизатор на нём. Между 1772 и 1780 годами он написал 17 «Церковных сонат» — небольших одночастных инструментальных произведений в сонатной форме, в которых орган исполняет партию сопровождения (continuo). Они выдержаны в радостном характере, поскольку звучали во время праздничной литургии после чтения Посланий Апостолов. В концерте прозвучит соната ми-бемоль мажор, переложенная для органа соло. В органных сонатах Мендельсона представлена антология барочных жанров и форм, прочно связывающих его творчество с немецкой национальной традицией: прелюдия и фуга, хоральная партита, различного рода фантазийные формы. Смысловая доминанта Сонаты до минор, которая прозвучит в концерте — финальная фуга, именно к ней идёт всё предшествующее развитие.

Концерт «Кассандра» было первым сочинением М. Таривердиева для органа, которое он написал в 1985 году в Абхазии, будто предчувствуя драматическое развитие событий там. Принцип организации четырёх частей — импровизационно-сюитный. Концерт камерный по масштабу, его целостность усиливается за счёт приёма attacca последних трёх частей. Крайние части в меньшей степени напоминают привычный мелодичный «таривердиевский» стиль, но в них сразу угадывается авторство: свободная ритмика, смена метра, выразительные мелодические обороты.

Концерт А. Вивальди ля минор, переложенный для органа Бахом, столь популярен у слушателей органных концертов, что его смело можно включить в «золотую коллекцию» шедевров органной музыки, наряду с Токкатой и фугой ре минор Баха.

Программа концерта:

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)

Трио-соната ми-бемоль мажор, BWV 525:

[Allegro moderato]

Adagio

Allegro

Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791)

Церковная соната ми-бемоль мажор, KV 67/41h

Феликс Мендельсон Бартольди (1809-1847)

Соната до минор, op.65 № 2:

Grave

Adagio

Allegro maestoso e vivace

Fuga. Allegro moderato

Микаэл Таривердиев (1931-1996)

Концерт «Кассандра», op.91:

Intrada

Aria

Inventio

Finale

Антонио Вивальди (1678-1741) — Иоганн Себастьян Бах

Концерт ля минор, BWV 593:

Tempo giusto

Adagio senza Pedale a due Claviere

Allegro