Органные концерты — НОЯБРЬ 2020

1 ноября, воскресенье, 16 часов


Концерт органной музыки
БОГ СРЕДИ НАС
Н. Брунс, И.С. Бах, Л. Вьерн, М. Дюпре, О. Мессиан, Д. Дианов
 
Лауреат международных конкурсов
ЕЛИЗАВЕТА БОРОДАЕВА (ШАБАЛИНА)
(орган, Санкт-Петербург)
 
В программе петербургской органистки Елизаветы Бородаевой – сочинения композиторов Германии и Франции нескольких веков. Каждая из пьес – шедевр своей эпохи.
Концерт начнётся с блестящей Прелюдии соль мажор предшественника И.С. Баха – Н. Брунса. Выдающийся музыкант, исполнитель на нескольких инструментах, композитор создал для органа всего несколько произведений. Написанные в «stylus fantasticus», насыщенные музыкально-риторическими фигурами, сочинения увлекают своей безудержной энергией.
Прелюдия и фуга ми минор Баха – одно из самых драматичных произведений для органа. Инструмент звучит как оркестр, выступая в разнообразной палитре красок и образов.
В программе концерта будет широко представлена французская органная музыка XX века. Прозвучат две части из Симфонии № 3 для органа Л. Вьерна – композитора, чьё 150-летие со Дня рождения отмечается в этом году. Вьерн 37 лет прослужил на посту титулярного органиста Собора Парижской Богоматери.
Блестящий виртуоз-импровизатор, композитор и органист М. Дюпре – автор многочисленных сочинений для органа в различных жанрах. Его Прелюдии и фуги, op.7 были опубликованы в 1920 году. Каждая из них посвящена памяти коллег-органистов. Прелюдия и фуга си мажор – брату Луи Вьерна Рене, органисту Нотр-Дам де Шам, убитому на войне. В Прелюдии имитируется колокольный перезвон, а фуга – яркий пример виртуозной органной музыки.
Специально для III Всероссийского музыкального конкурса, который в номинации «орган» будет проходить в Казани в середине ноября 2020 года, московский композитор и органист Д. Дианов сочинил Партиту в трёх частях на тему татарской народной песни «Галиябану». Пьеса оригинально прозвучит в череде произведений классического органного репертуара.
В сочинениях О. Мессиана нашли отражение теологические идеи и искания, изучение традиций индийской, японской, латиноамериканской культур, увлечение орнитологией, особенно голосами птиц. Завершит концерт наиболее известное его сочинение – медитация «Бог среди нас» из цикла «Рождество Господне».
 
Программа концерта: 
Николаус Брунс (1665-1697)
Прелюдия соль мажор
 
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
Прелюдия и фуга ми минор, BWV 548
 
Луи Вьерн (1870-1937)
Cantilène и Final из Симфонии для органа № 3 фа-диез минор, op. 28
 
Марсель Дюпре (1886-1971)
Прелюдия и фуга си мажор, op. 7 № 1
 
Данияр Дианов (1963*)
Партита на тему татарской народной песни «Галиябану»:
Триоли
Пастораль
Токката
 
Оливье Мессиан (1908-1992)
«Dieu Parmi Nous» («Бог среди нас»)
из цикла «La Nativité du Seigneur» («Рождество Господне»)
 
Купить билет — http://artparking.org/product-category/kostelst/


7 ноября, суббота, 19 часов


Концерт органной музыки
ОРГАН КАК ИНСТРУМЕНТ-ОРКЕСТР
И.С. Бах, Ф. Лист, Л. Вьерн
 
ЛИЛИЯ КУЗНЕЦОВА
(орган, Санкт-Петербург)
 
В программе концерта петербургской органистки Лилии Кузнецовой – сочинения И.С. Баха, Ф. Листа и Л. Вьерна.
Две пьесы в начале программы связаны смысловой «аркой». Известный цикл Баха – Токката, Адажио и фуга до мажор – яркий пример разнообразного и тонкого полифонического письма мастера. Лист написал Прелюдию и фугу на тему имени ВАСН (Бах), как музыкальное приношение великому композитору.
К концу XIX века, благодаря французскому органостроителю А.Кавайе-Коллю,  диспозиция (набор регистров-тембров) органа разрастается, приводя звучание инструмента в соответствие с динамическими возможностями симфонического оркестра.
Лист и Вьерн обратились к органу для воплощения своих музыкальных идей, и он обрёл новое дыхание как концертный инструмент. Кроме колористического разнообразия, большое значение стало придаваться виртуозному моменту в исполнительстве. Лист применял в органных сочинениях характерные для его фортепианного стиля технические приёмы – арпеджио, цепочки трелей, в том числе, педальных, пассажи, гроздья многотерцовых аккордов. Однако это не было простым перенесением приёмов фортепианной игры на другой инструмент. Композитор со знанием специфики органа сформировал новый тип композиции.
В программе концерта – четыре части из Симфонии № 1 Вьерна, написанной в 1900 году. Это первый опыт «симфонического» письма для органа, в котором он ищёт формы самовыражения, постепенно отдаляясь от эстетики письма своих учителей – С. Франка, Ш.-М. Видора и А. Гильмана. Прелюдия, Пастораль и Скерцо – контрастны образно, а завершит концерт грандиозный Финал.
 
Программа концерта: 
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
Токката, Адажио и фуга до мажор, BWV 564
 
Ференц Лист (1811-1886)
Прелюдия и фуга на тему ВАСН, S.260
 
Луи Вьерн (1870-1937) 
Четыре части из Органной симфонии № 1, op.14:
-Prelude
-Pastorale
-Allegro vivace
-Final
 
Купить билет — http://artparking.org/product-category/kostelst/


8 ноября, воскресенье, 16 часов


Концерт органной музыки
ВЗЫВАЮ К ТЕБЕ, ГОСПОДЬ!
И.Л. Кребс, А. Бородин, Ф. Лист, Н. Хаким
 
Лауреат международных конкурсов
ЕКАТЕРИНА МАРИШКИНА
(орган, Санкт-Петербург)
 
В программе концерта петербургской органистки Екатерины Маришкиной – сочинения композиторов Германии, России, Венгрии и Франции XVIII-XX веков.
Откроет концерт хоральная обработка «Я взываю к Тебе, Господь Иисус Христос» немецкого композитора, лютниста и органиста эпохи барокко Л. Кребса. Он был учеником Баха, продолжил линию позднего барокко и традиционной немецкой полифонии в музыке. Органное наследие Кребса насчитывает сотни произведений, их манускрипты хранятся в Берлинской библиотеке.
В переложении для органа прозвучит Симфоническая картина А. Бородина «В степях центральной Азии», написанная в 1880 году. Произведение стало любимым у публики, с момента его премьеры в Санкт-Петербурге в исполнении оркестра Русской оперы под управлением Н.А. Римского-Корсакова. В сочинении, посвященном Ф. Листу, переплетаются русская, азиатская и «странствующая» музыкальные темы.
Первое сочинение Листа для органа – Фантазия и фуга на тему хорала «Ad nos ad salutarem undam» на темы из оперы Дж. Мейербера «Пророк» – самое грандиозное из его композиций. Оно было создано в 1850 году и прозвучало на церемонии инаугурации нового органа Домского собора Мерзебурга в 1855 году. Основу Фантазии составляет хорал крещения из I акта оперы, своеобразная стилизация-подражание подлинным средневековым мелодиям.
В заключение концерта будет исполнено сочинение, основанное на трёх григорианских песнопениях: Gregoriana Н. Хакима, современного французского композитора и органиста ливанского происхождения.
 
Программа концерта:
Иоганн Людвиг Кребс (1713-1780)
 «Ich ruf zu dir, Herr Jesu Christ» («Я взываю к Тебе, Господь Иисус Христос»)
 
Александр Бородин (1833-1887)
Симфоническая картина «В степях центральной Азии»
(переложение для органа Габриэля Штудера)
 
Ференц Лист (1811-1886)
Фантазия и фуга на тему хорала «Ad nos ad salutarem undam»
на темы из оперы Джакомо Мейербера «Пророк»
 
Наджи Хаким (1955*)
Gregoriana (2003)
 

Купить билет — http://artparking.org/product-category/kostelst/


14 ноября, суббота, 19 часов


Концерт органной музыки
КРУЖЕВО ПОЛИФОНИИ
Д. Букстехуде, И.С. Бах, С. Франк, М. Регер, Л. Вьерн
 
Лауреат международных конкурсов
ЛИЛИЯ ПЕЧЁНКИНА
(орган, Санкт-Петербург)
 
В программе концерта петербургской органистки Лилии Печёнкиной – сочинения композиторов Германии и Франции нескольких веков.
Прозвучат произведения немецких композиторов эпохи барокко – Д. Букстехуде и И.С. Баха. В органном наследии Букстехуде ведущую роль занимают свободные композиции – Прелюдии (Токкаты, Преамбулы), по музыкальному строению и языку схожие с сочинениями южноевропейских мастеров, прежде всего Дж. Фрескобальди и И.Я. Фробергера. В отличие от упорядоченных Прелюдий, Токкаты – многосоставные композиции сквозного строения, в которых фуги не занимают центрального места, а помещаются в ряду разнообразных фактурных решений.
Шесть Трио-сонат И.С. Баха были написаны для старшего сына Вильгельма Фридемана. Изначально они предназначались для исполнения на клавикорде или клавесине с педалью. На концерте прозвучит одна из Сонат – до минор. Прелюдия и фуга соль мажор, сочинённая в Веймаре в 1709 году – раннее сочинение композитора. В нём слышны юношеский задор и воодушевление.
Один из наиболее самобытных немецких композиторов грани XIX-XX веков М. Регер писал произведения для определённого типа инструмента – симфонического романтического органа. Композитор был знаком со многими выдающимися инструментами своего времени, что находило естественное отражение в его музыке. В программе концерта – его последнее крупное сочинение: Фантазия и фуга ре минор, op. 135 B.
Проработав 37 лет на посту органиста собора Нотр-Дам в Париже, Л. Вьерн сочинил 6 Симфоний для органа. Его вдохновил новый тип инструмента, созданный органостроителем А. Кавайе-Коллем, который значительно расширил диспозицию органа. Он ввёл в неё тембры, имитирующие инструменты симфонического оркестра и явления природы. В программу концерта включены Adagio и Final из Симфонии № 3. «Финал» одного из основателей французского романтического стиля С. Франка – яркое завершение музыкального вечера.
 
Программа концерта: 
Дитрих Букстехуде (1637-1707)
Токката фа мажор, BuxWV 156
 
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
Трио соната до минор, BWV 526:
Vivace-Largo-Allegro
 
Прелюдия и фуга соль мажор, BWV 550
 
Макс Регер (1873-1916)
Фантазия и фуга ре минор, op. 135 B
 
Луи Вьерн (1870-1937)
Adagio и Final из Симфонии для органа № 3 фа-диез минор, op. 28
 
Сезар Франк (1822-1890)
Финал, ор. 21
 
Купить билет — http://artparking.org/product-category/kostelst/


15 ноября, воскресенье, 16 часов


Концерт органной музыки
БАХ И МУЗЫКА ДЛЯ СИМФОНИЧЕСКОГО ОРГАНА
И.С. Бах, М. Регер, М. Дюрюфле
 
АЛЕКСАНДР МАСЛОВСКИЙ
(орган, Санкт-Петербург)
 
В программе концерта петербургского органиста Александра Масловского – Бах и музыка для симфонического органа.
Органное творчество Макса Регера – яркая и значительная часть в истории органного искусства. При помощи стилистической «арки», перекинувшейся от эпохи позднего романтизма к современности, в нём осуществилась «связь времён», соединились в единое целое традиция и прогресс. Композитор создавал произведения для нового типа инструмента – симфонического органа, обладающего более обширными звуковыми и динамическими возможностями. Его последнее крупное органное сочинение – Фантазия и фуга ре минор, op. 135 B – откроет концерт.
Три хоральные обработки «Приди, язычников Спаситель» из «18 Лейпцигских хоральных обработок» Баха по церковному календарю относятся к периоду Адвента, предшествующему Рождеству Христову. С одной стороны, это время радостного ожидания праздника, с другой –  время размышления о прошедшем. В этот период верующим рекомендуется исповедоваться и причащаться, а также Церковь призывает христиан к совершению милосердных дел.
Прелюдия и фуга соль мажор, BWV 541 Баха – одно из его самых виртуозных сочинений для органа. Цикл написан в Лейпциге между 1724-25 годами.
Морис Дюрюфле – французский композитор и органист, один из выдающихся представителей основанной С. Франком и Ш.-М. Видором французской органной школы.
В его произведениях ощутимо влияние позднего романтизма, импрессионизма и григорианского хорала. Творчество Дюрюфле отличается высоким мастерством и оригинальностью. Среди его сочинений выделяется Сюита, op.5 (1932), которая считается шедевром французской органной музыки.
 
Программа концерта: 
Макс Регер (1873-1916)
Фантазия и фуга ре минор, ор.135 B
 
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
Три хоральные обработки «Nun komm, der Heiden Heiland» («Приди, язычников Спаситель»), BWV 659, 660, 661 из «18 Лейпцигских хоральных обработок»
 
Прелюдия и фуга соль мажор, BWV 541
 
Морис Дюрюфле (1902-1986)
Сюита для органа, ор. 5:
Prelude (Прелюдия)
Sicilienne (Сицилиана)
Toccata (Токката)
 Купить билет — http://artparking.org/product-category/kostelst/


21 ноября, суббота, 19 часов


Концерт органной музыки
АНГЛИЯ. МУЗЫКА КОРОЛЕЙ И «СУВЕНИРЫ» XX ВЕКА
Г. Пёрселл, Г.Ф. Гендель, Э. Элгар, П. Дж. Мэнсфилд, У. Фолкес, Дж. О`Коннор-Морис
 
Лауреат международных конкурсов
КРИСТИНА РОТАЕВА
(орган, Петрозаводск)
 
Судьба музыки Англии оказалась сложной и парадоксальной. С XV по XVII века её развитие было непрерывным. Этот процесс протекал интенсивно благодаря опоре на фольклор, а также формированию и сохранению своеобразных, самобытных жанров (антем, маска, semi-опера).
Произведения Г. Пёрселла ознаменовали расцвет национальной композиторской школы. Г.Ф. Гендель, работая в Англии, своими ораториями утвердил главенство хоровой традиции в спектре жанров английской музыки.
«Эпоха молчания» пришлась на «викторианскую эру» – период правления королевы Виктории (с 1837 по 1901 годы). Это время расцвета всех областей культуры Англии: её прозы и поэзии, драмы и театра, живописи и архитектуры, и время заметного упадка в сфере композиторского творчества.
Первым истинным композитором, которого дала Англия со времен Пёрселла, считают Э. Элгара. Его творчество тесно связано с английской провинциальной музыкальной культурой.
Органистка из Петрозаводска Кристина Ротаева исполнит английскую музыку XVII-XX веков, которую крайне редко можно услышать в программах органных вечеров.
В начале концерта прозвучат два сочинения, переложенные для органа: две части из Сюиты ре мажор «Музыка на воде» Генделя и Рондо из Музыки к драме «Абделазер, или Месть мавра» Г. Пёрселла. «Музыка на воде» была написана для короля Георга: во время её исполнения возле королевской барки плыла лодка с пятьюдесятью музыкантами, игравшими на разных инструментах. Пьесу «Абделазер, или Месть мавра» написала Афра Бен, первая профессиональная английская писательница. Г. Пёрселл сочинил к ней музыку – произведение в девяти частях. В дальнейшем Б. Бриттен использовал тему второй части – Рондо – в своём «Путеводителе по оркестру для юных слушателей».
Большая часть программы – оригинальная музыка для органа. Это антология английской органной музыки нескольких веков, собранная в одном концерте.
 
Программа концерта: 
Георг Фридрих Гендель (1685-1759)
Allegro-Adagio
Alla Hornpipe
из Сюиты ре мажор «Музыка на воде», HWV 349
(переложение для органа Мэтью Дрэйтона)
 
Генри Пёрселл (1659-1695)
Рондо из Музыки к драме «Абделазер, или Месть мавра», ZT 684
(переложение для органа Мэтью Дрэйтона)
 
Эдвард Элгар (1857-1934)
Фантазия № 26 из цикла «11 Фантазий для вечерней службы», op. 14:
Introduction. Adagio
I. Andante
II Allegro
III Andantino
IV Allergretto piacevolle
V Poco lento
VI Moderato
VII Allegretto pensoso
VIII Poco allegro
Coda. Adagio come prima
 
Перселл Джеймс Мэнсфилд (1889-1968)
«Фантастическая пасторальная», ор. 5
Колыбельная, ор. 90
 
Уильям Фолкес (1863-1933)
Каприс, ор. 96
Карильон, ор.113  № 2
 
Джеффри О`Коннор-Морис (1886-1964)
Кельтская мелодия
 
Эдвард д’Эври (1869-1950)
Концертная токката ре мажор
 
Алек Роули (1892-1958)
«Гимн почтения», ор. 8
 
Хэрри Дуглас (1882-1954)
«Сувенир»
 
Перселл Джеймс Мэнсфилд
Карильон в стиле токкаты, ор. 99
 
Альфред Холлинс (1865-1942)
Концертная токката си-бемоль мажор
 
Купить билет — http://artparking.org/product-category/kostelst/


22 ноября, воскресенье, 16 часов


Концерт органной и камерной музыки для мандолины и органа
УНЕСЁННЫЕ ПРИЗРАКАМИ. ОТ БАХА К АНИМЕ
И.С. Бах, Т. Очи, Х. Накано, Я. Кувахара, Ги Бове, Д. Хисаиси
 
Лауреаты международных конкурсов
НАТАЛЬЯ МИХАЙЛОВА (орган)
ЕКАТЕРИНА ЗАБАЙРАЧНАЯ (мандолина)
(Санкт-Петербург)
 
Программа петербургских музыкантов Натальи Михайловой (орган) и Екатерины Забайрачной (мандолина) отличается особенной оригинальностью. Помимо традиционного репертуара органных концертов – музыки И.С. Баха – в ней прозвучат произведения японских композиторов, а также одно сочинение, написанное на японские народные темы.
В первой части концерта – знаменитая Токката ре минор, две части из Сонаты ми минор (в переложении для мандолины и органа) и Концерт соль мажор (обработка концерта Иоганна Эрнста IV Саксен-Веймарского). Эти сочинения широко и образно представят классическую часть программы.
В программе вечера – две изысканные пьесы японских авторов для мандолины соло: Фантазия № 1 Т. Очи и «Вечерние грезы» Х. Накано.
Н. Михайловой будет исполнено произведение известного швейцарского органиста и композитора Ги Бове: Медитация на японскую народную тему «Красная стрекоза» из цикла «Три японские зарисовки». Ги Бове написал более 250 пьес, он автор около 2000 статей на тему органа и органной музыки.
Я. Кувахара – японский композитор и мандолинист второй половины XX века. Он был известен как исполнитель на мандолине, обладающий выдающейся техникой игры. В программе концерта в дуэте для органа и мандолины прозвучит его пьеса «Потоки» из «Текущей поэмы», написанной в оригинале для мандолины с оркестром.
В заключительной части программы прозвучат два сочинения одного из самых известных японских композиторов, пишущего музыку в стиле минимализма – Д. Хисаиси. Помимо создания музыки для полнометражных художественных и анимационных фильмов, Хисаиси работает на телевидении и участвует в создании рекламы. Он был автором музыкального оформления Параолимпийских игр 1998 года в Нагано. Композитор выпустил более 15 сольных альбомов. Особенно тесные отношения связывают Хисаиси с Новым японским филармоническим оркестром: с 2004 года он возглавляет так называемый «Мировой оркестр мечты» (World Dream Orchestra), исполняющий лёгкую для восприятия классическую и современную музыку. В программе органного вечера два его сочинения: «Сын дракона» из аниме-фильма «Унесённые призраками» и «Обещание мира» из мультипликационного фильма «Ходячий замок» в переложении для органа соло.
 
Программа концерта: 
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
Токката и фуга ре минор, BWV 565
 
Две части из Сонаты ми минор для флейты (мандолины) и бассо континуо, BWV 1034:
Adagio ma non tanto-Allegro
 
Концерт соль мажор
(обработка концерта Иоганна Эрнста IV Саксен-Веймарского), BWV 592a:
Tempo giusto-Grave-Presto
 
Такаши Очи (1934-2010)
Фантазия № 1 для мандолины соло
 
Ги Бове (1942*)
Медитация на японскую народную тему «Красная стрекоза»
из цикла «Три японские зарисовки» (орган соло)
 
Ясуо Кувахара (1946-2003)
I часть «Streams» («Потоки»). Allegro из «Flowing Poem» («Текущая поэма») для мандолины с оркестром (переложение для органа Н. Михайловой)
 
Хиро Накано (1902-2000)
«Reverie du Soir» («Вечерние грезы») для мандолины соло
 
Дзё Хисаиси (Мамору Фудзисава, 1950*) (орган соло)
«Dragon Boy» («Сын дракона»)
(из аниме-фильма «Унесённые призраками»)
 
«Promise of the World» («Обещание мира»)
(из мультипликационного фильма «Ходячий замок»)
 
Купить билет — http://artparking.org/product-category/kostelst/


28 ноября, суббота, 19 часов


Концерт органной и камерной музыки для флейты и органа
ЕВРОПА. IMPRESSION
С. Франк, А. Руссель, Л. Вьерн, Ж. Ален, С. Шаминад, И. Фельд
 
Лауреаты международных конкурсов
ДАРЬЯ МЕЕРКОВА (орган)
ГЕОРГИЙ ДОЛГОВ (флейта)
(орган, Санкт-Петербург)
 
В программе концерта петербургских музыкантов Дарьи Меерковой (орган) и Георгия Долгова (флейта) – в основном французская музыка XIX-XX веков, а также четыре пьесы для флейты соло чешского композитора И. Фельда, творчество которого близко эстетическим принципам К. Дебюсси, О. Мессиана и А. Онеггера.
Концерт откроет Хорал ля минор С. Франка, французского органиста и композитора бельгийского происхождения. Его органные композиции, написанные в позднеромантическом стиле, с многочисленными модуляциями и элементами импровизации, стали предшественниками масштабных сочинений Ш.-М. Видора, Л. Вьерна, М. Дюпре. Он применял в них принцип «сквозного развития», основанный на использовании нескольких тем, развивающихся из одной и проводимых во всех частях. Их объединение в финале сочинения придаёт структуре устойчивость и законченность. В программе концерта также прозвучит Прелюдия, фуга и вариация Франка.
Альбер Руссель – композитор с интересной судьбой. Он стал профессиональным музыкантом лишь к сорока годам. Его творческий путь отличался постоянным поиском своего стиля в художественных направлениях музыкальной Франции начала XX века. Пройдя последовательно через влияние Р. Вагнера и С. Франка, затем через увлечение импрессионизмом К. Дебюсси, экзотическим ориентализмом, позднее – жёстким авангардом Стравинского и политональностью Д. Мийо, Руссель под впечатлением примера поздних сочинений Э. Сати закончил свой путь как виднейший неоклассицист в музыке. В программе концерта – его Анданте и Скерцо для флейты и фортепиано в переложении для флейты и органа.
Ещё несколько сочинений французских композиторов первой половины XX века прозвучат для органа соло: Lamento из цикла «24 фантастические пьесы» Л. Вьерна, и две пьесы Ж. Алена – «Висячие сады» и «Литании». Оригинальный музыкальный язык Алена складывался под влиянием музыки Дебюсси и Мессиана, он интересовался барочной музыкой, джазом, культурой и философией Дальнего Востока.
В завершение концерта – Концертино для флейты и фортепиано французской пианистки и композитора С. Шаминад, в переложении для флейты и органа.
 
Программа концерта: 
Сезар Франк (1822-1890)
Хорал № 3 ля минор, FWV 40
 
Индржих Фельд (1925-2007)
Четыре пьесы для флейты соло:
Meditation (Медитация)
Caprice (Каприс)
Intermede (Интермедия)
Burlesque (Бурлеска)
 
Сезар Франк
Прелюдия, фуга и вариация, op. 18
 
Альбер Руссель (1869-1937)
Анданте и Скерцо для флейты и фортепиано, ор. 51
(переложение для флейты и органа Дарьи Меерковой)

Купить билет — http://artparking.org/product-category/kostelst/