Органные концерты — МАРТ 2020

7 марта 2020, суббота, 19 часов

Концерт органной и камерной музыки для кларнета и органа
ПРАЗДНЕСТВА ДЛЯ КЛАРНЕТА И ОРГАНА
И.С. Бах, В.А. Моцарт, Р. Шуман, Н. Гаде, К. Нильсен, А. Мозелер

Лауреаты международных конкурсов

ЕГОР КОЛЕСОВ (орган, Санкт-Петербург)
РУСЛАН ШМЕЛЬКОВ
(кларнет, Москва)

При участии Аллы Морозовой(орган, Санкт-Петербург)

7 марта храм Св. Станислава приглашает всех желающих на концерт органной музыки. Накануне первого весеннего праздника музыканты Петербурга и Москвы исполнят программу «Празднества для кларнета и органа». В этой программе собраны оптимистичные и жизнеутверждающие произведения европейских композиторов XVII–XX веков. Начав с музыки немецкого барокко, исполнители проведут аудиторию через венский классицизм к немецкому романтизму и дальше на север — в Данию.

Обрамляют программу два торжественных органных сочинения. Концерт откроет одно из самых грандиозных творений Иоганна Себастьяна Баха — Прелюдия и фуга ми-бемоль мажор. Яркая, по-французски театральная прелюдия предваряет величественную фугу из трех разделов, в соединении тем которых можно без труда распознать символическое воплощение идеи троичного единства Бога. Завершит концерт «Праздничная прелюдия» на тему хорала «Lobet den Herrn» («Славься, Господь») Нильса Гаде, основоположника датской композиторской школы. Воодушевленная тема лютеранского хорала и ее развитие выходят за рамки жанра прелюдии. Можно сказать, что пьеса превращается в масштабную праздничную фантазию.

Большинство произведений в середине программы — переложения, написанные изначально для других составов. Так, баховская обработка еще одного протестантского хорала — «Jesus bleibet meine Freude» (из кантаты № 147) — написана для оркестра и хора, но по фактуре так напоминает многие его органные прелюдии, что часто органисты исполняют ее именно в этом качестве.

В переложении для кларнета и органа прозвучит и камерная музыка: вторая часть (Larghetto) кларнетовго квинтета В.А. Моцарта, а также «Еврейский танец» из Сонаты для альта и фортепиано современного композитора Александра Мозелера. Восточный колорит программы дополнит «Индийский танец» Карла Нильсена, другого датского композитора XIX–XX веков (ученика Н. Гаде) из сюиты «Алладин» по одноименной оратории. Творчество Нильсена будет представлено и серьезными жанрами: прозвучит его Canto Serioso, а также две средние части из Второй симфонии (транскрипция для органа в 4 руки). Для такого же ансамбля написано Andante Нильса Гаде, предваряющее в программе Симфонию Нильсена.

Интересной изюминкой будут Три этюда в форме канона Р. Шумана, сочетающие концертную виртуозность, полифоническую «ученость» и неповторимый шумановский жанровый колорит и написанные для педального фортепиано (инструмент с клавиатурой для ног, как у органа).

Главным исполнителем вечера будет петербургский органист Егор Колесов. К нему в ансамблях присоединятся Руслан Шмельков (кларнет) и Алла Морозова (орган).    

Программа концерта:

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)

Прелюдия и фуга ми-бемоль мажор, BWV 522

Исп. Егор Колесов

Хорал «Jesus bleibet meine Freude» («Иисус — моя радость»), из Кантаты «Herz, und Mund, und Tat, und Leben» («Сердце, и уста, и дело, и жизнь»), BWV 147

Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791)

Larghetto из Квинтета ля мажор для кларнета и струнных, KV 581

(версия для кларнета и органа)

Роберт Шуман (1810-1856)

Три этюда в форме канона, op.56

Карл Август Нильсен (1865-1931)

Canto Serioso, CNW 67

Индийский танец из сюиты «Алладин», op.34

Александр Мозелер (1981*)

Еврейский танец из Сонаты для альта и фортепиано

(переложение автора для кларнета и органа)

Исп. Руслан Шмельков (кларнет), Егор Колесов (орган)

Нильс Вильгельм Гаде (1817-1890)

Анданте до мажор для двух органистов

Карл Август Нильсен (1865-1931)

Две части из Симфонии № 2 «Четыре темперамента», op.16:

II. Allegro comodo e flemmatico

III. Andante malincolico

(транскрипция для органа в 4 руки)

Исп. Алла Морозова, Егор Колесов (орган)

Нильс Вильгельм Гаде

«Праздничная прелюдия» на тему хорала «Lobet den Herrn» («Славься, Господь») (1873)

Исп. Егор Колесов

Купить билет — http://artparking.org/product-category/kostelst/

8 марта 2020, воскресенье, 16 часов

Органный концерт ко Дню 8 марта
МУЗЫКА ЛЮБВИ: МЕНДЕЛЬСОН, ШУМАН, БРАМС

Феликс и Фанни Мендельсон, Клара и Роберт Шуман, Иоганнес Брамс

ЛИЛИЯ КУЗНЕЦОВА

(орган, Санкт-Петербург)

8 марта храм св. Станислава приглашает на концерт органной музыки. Программа концерта приурочена к Международному женскому дню — петербургская органистка Лилия Кузнецова исполнит музыку, связанную с выдающимися женщинами-музыкантами XIX века.

История музыки знает достаточно имен женщин-композиторов — от средневековой монахини Хильдегарды Бингенской (XI–XII вв.) до ныне здравствующих Софии Губайдуллиной и Александры Пахмутовой. Однако именно в эпоху романтизма образ женщины становится как никогда значимым для музыки. Это и неизвестная муза Бетховена, воспетая им в вокальном цикле «К далекой возлюбленной», и писательница Жорж Санд, ставшая одной из центральных фигур в жизни и творчестве Шопена, и Матильда Везендонк, вдохновившая Р. Вагнера на создание высочайшего памятника любви в музыке («Тристан и Изольда»), и Альма Малер — музыкально одаренная супруга великого симфониста Густава Малера, чьи композиторские амбиции были императивно пресечены супругом после замужества, но которая на протяжении всей жизни вдохновляла его.

В программе концерта представлены сочинения двух известных женщин с фамилиями знаменитых композиторов, тесно связанных с их судьбой и написавших значительное количество хорошей музыки.

Фанни Мендельсон (1805–1847, в замужестве Хензельт) — старшая сестра известного автора «Свадебного марша». Музыкально одаренная, она с детства музицировала с братом Феликсом, получая вместе с ним первоклассное музыкальное образование, и на протяжении всей жизни выступала как певица и пианистка. Сочиняя в разных жанрах, Фанни наиболее ярко проявила себя в миниатюре (предполагают, что часть фортепианных сочинений с ее согласия опубликовал Феликс под своим именем). Однако творческая близость завершилась мрачным исходом: спустя несколько месяцев после внезапной смерти Фанни во время выступления, глубоко потрясенный горем, скончался и ее великий брат.

Следующие три имени в программе концерта оказались связаны между собой одной из прекраснейших историй дружбы и любви в музыке XIX века. Роберт Шуман, пылкий музыкант с выдающимся литературным дарованием, долгое время был влюблен в юную дочь своего преподавателя по фортепиано Фридриха Вика. Не получив его согласия на брак, он несколько лет ждал совершеннолетия Клары, которая смогла бы сама распорядиться своей судьбой. К этому времени Шуман уже был набирающим известность композитором (во многом благодаря трагической случайности — переиграв правую руку, он перечеркнул свои надежды на карьеру пианиста), а Клара — известной в Европе пианисткой-виртуозом. Именно благодаря ее выступлениям музыка супруга получила широкое распространение и признание. Сам Роберт продолжал серьезное музыкальное образование своей жены, плодом которого стали сочинения Клары (преимущественно в жанре миниатюры).

Счастливый музыкально-семейный союз имел широкий круг знакомств (в том числе — с Мендельсонами) и с энтузиазмом приветствовал восходящую звезду немецкой музыки — Иоганнеса Брамса. Знакомство молодого Брамса с глубоко почитаемым композитором и его супругой состоялось в 1853 году. Увы, дружбе двух гениев был отпущен недолгий срок — в 1856 году Р. Шуман скончался после тяжелого психического заболевания, оставив Клару с семью детьми. Не вступая вторично в брак, Клара продолжала свою интенсивную концертную деятельность, а также до конца жизни занималась сохранением и изданием сочинений своего покойного мужа, которого она пережила на 40 лет. Все это время ее поддерживали многие друзья Шумана, первым из которых был Брамс. На протяжении всей жизни Брамс был влюблен в Клару Шуман; эта любовь соседствовала в нем с дружбой и почтением к Роберту Шуману и памятью о нем. Ограничиваясь дружеским участием и поддержкой, а также интенсивным музыкальным общением, Брамс до конца жизни заботился о детях и вдове Шумана, пережив Клару всего на один год.

Программа концерта:

Феликс Мендельсон-Бартольди (1809-1847)

Соната № 3 ля мажор, op. 65/3:

Con moto maestoso — Andante tranquillo

Прелюдия и фуга до минор, op. 37/1

Фанни Мендельсон (1805-1847)

Прелюдия соль мажор (1829)

Роберт Шуман (1810-1856)

Три этюда в канонической форме, op. 56

до мажор

ля минор

ля-бемоль мажор

Клара Шуман (1819-1896)

Три прелюдии и фуги, op.16:

соль минор, № 1

си-бемоль мажор,  № 2

ре минор,  № 3

Иоганнес Брамс (1833-1897)

Прелюдия и фуга соль минор, WoO10

Купить билет — http://artparking.org/product-category/kostelst/

14 марта 2020, суббота, 19 часов

Органный концерт

МАГИЯ МУЗЫКИ НОРВЕГИИ, АНГЛИИ И ИРЛАНДИИ
С. Уэсли, Ч. Макферсон, Ф. Бридж, М. Эндрюс, Э. Ховланд, Б. Слёгедал, Б. Бриттен,

Э. Лемейр, Х.-А. Штамм

Лауреат международных конкурсов

КРИСТИНА РОТАЕВА

(орган, вистл, Петрозаводск)

14 марта храм св. Станислава наполнится не только звучанием классического органного репертуара, но и фольклорными мелодиями северной Европы. Органистка из Петрозаводска Кристина Ротаева представит программу из сочинений композиторов Туманного Альбиона и Норвегии.

Музыкальные традиции Англии и Норвегии будут представлены сочинениями композиторов от конца XVIII века и по нынешний день. В первой половине программы прозвучат типичные для академической органной музыки жанры: волюнтари (английский вариант фантазии) С. Уэсли, Соната в двух частях Б. Хэйнеса, Фантазия-прелюдия Ч. Макферсона, Менуэт Ф. Бриджа. Однако постепенно будет усиливаться этнический музыкальный колорит: названные сочинения будут перемежаться обработками английских и ирландских фольклорных мелодий для вистла и органа. Именно вистл — традиционная флейта, распространенная на территории Великобритании и Ирландии — выступит в качестве представителя фолк-инструментария.

Национальный колорит проявится и в сольном органном репертуаре: как в тоскливо-меланхолических оттенках (Вариации на норвежскую мелодию Бьярне Слёгедала), так и в моторной танцевальности (Rondo alla celtica немецкого композитора Х.-А. Штамма). Кельтские мотивы прозвучат и в пьесе М. Эндрюса, но уже в более спокойном контексте, в духе спиричуэл. Сельский провинциальный колорит проявится и в сочинениях крупнейшего английского композитора XX века — Бенджамина Бриттена.

Богатство и разнообразие национальных красок будет дополнено виртуозностью органных токкат норвежского композитора Эгиля Ховланда и английского композитора Эдвина Лемейра.

Программа концерта:

Сэмюэл Уэсли (1766-1837)

Волюнтари, ор.6 №1

Бэттисон Хэйнес (1859-1900)

Соната, ор.11:

Largo-Allegro risoluto

Старинная ирландская песня

«Londonderry air» («Лондонская ария»)
(переложение для вистла и органа П. Окрема, К. Ротаевой)

Чарльз Макферсон (1870-1927)

Фантазия-прелюдия

Старинная английская мелодия

«The Virgin washes the swaddling» (переложение для вистла и органа И. Ипатова)

Фрэнк Бридж (1879-1941)

Менуэт

Английская народная баллада

«Scarborough Fair» («Ярмарка в Скарборо») (вистл)

Марк Эндрюс (1875-1939)

Кельтская мелодия

Эгиль Ховланд (1924-2013)

Токката

Бьярне Слёгедал (1927-2014)

Вариации на популярную норвежскую мелодию

Бенджамин Бриттен (1913-1976)

Пьеса деревенского органиста

Прелюдия

Эдвин Лемейр (1865-1934)

Toccata di concerto

Ханс-Андрэ Штамм (род.1958)

Rondo alla celtica

Купить билет — http://artparking.org/product-category/kostelst/

15 марта 2020, воскресенье, 16 часов

Органный концерт

ПАЛИТРА БАРОККО

Иоганн Себастьян Бах

Лауреат международных конкурсов

ЕКАТЕРИНА МАРИШКИНА
(орган, Санкт-Петербург)

15 марта в храме св. Станислава пройдет концерт барочной органной музыки. Екатерина Маришкина исполнит монографическую программу из сочинений крупнейшего музыканта эпохи барокко — Иоганна Себастьяна Баха.

Произведения представят основные типы музыкального мышления той эпохи: концертный, вариационный, импровизационный и полифонический.

Концертный тип мышления, сложившийся в Италии, основан на чередовании, сопоставлении и игровом взаимодействии двух звучностей: tutti («все», большая звучность) и soli (солист(ы), малая звучность). Ярче всего данный принцип воплощается в концертах, известных современному слушателю по многочисленным сочинениям Антонио Вивальди. И.С. Бах хорошо знал и высоко ценил музыку своего итальянского коллеги. Одним из достижений Баха стало перенесение концертного принципа с оркестра на клавир. Вершиной этого процесса стал знаменитый Итальянский концерт для клавесина. Одной из вех этого пути стали органные транскрипции концертов других композиторов. В концерте прозвучит один из трех концертов Вивальди, переложенных Бахом для короля инструментов.

Вариации, представляющие второй тип композиторского мышления эпохи барокко, в Германии были представлены преимущественно жанром хоральных вариаций. Примечательно, что в творчестве Баха из более полутора сотен органных обработок протестантских хоралов всего семь вариационных циклов. На концерте Е. Маришкина исполнит вариации на хорал «Ach, was soll ich Sünder machen» («Ах, что я, грешник, должен делать»).

Импровизационный тип мышления связан с небывалым ростом исполнительских возможностей инструментов, что породило особый тип музицирования — прелюдирование (импровизация, на органе обычно предваряющая богослужения и другие мероприятия в церкви). Со временем сиюминутные импровизации постепенно стали фиксироваться на бумаге и породили систему особых, свободных (не связанных с хоралом) жанров — прелюдии, фантазии, токкаты.

Роскошному богатству органной фактуры и неистощимому разнообразию свободных жанров противопоставлялся четвертый тип мышления — полифонический. Многоголосие церковной музыки с многовековой историей, подчиненное строгим правилам контрапункта, постепенно проникало и в инструментальную музыку. В недрах органных фантазий, токкат и ричеркаров постепенно родилась новая, высшая форма инструментальной музыки барокко — фуга. Именно Бах утвердил особый цикл, выражающий иерархию жанров своего времени, в котором фуге предшествует свободное произведение импровизационного характера. Два таких цикла обрамляют программу концерта: Фантазия и фуга соль минор, BWV 542, и Токката и фуга ре минор, BWV 538.

Интересным «гибридом» вариационного и полифонического типов является известная Пассакалия и фуга до минор. Сначала тема, частично заимствованная Бахом у старшего французского современника А. Резона, развивается в форме вариаций на неизменный бас (Пассакалия), после чего та же тема становится основой для двойной фуги.

Так в одном концерте слушатели смогут окунуться в многогранный мир инструментальной музыки барокко.

Программа концерта:

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)

Фантазия и фуга соль минор, BWV 542

Концерт ре минор по Антонио Вивальди, BWV 596:

(Allegro) — Grave — Fuga

Largo e spicсato

Finale

Хоральные вариации «Ach, was soll ich Sunder machen?»

(«Ах, что я, грешник, должен делать» (Partite diverse), BWV 770

Пассакалья и фуга до минор, BWV 582

Токката и фуга ре минор («Дорийская»), BWV 538

Купить билет — http://artparking.org/product-category/kostelst/

21 марта 2020, суббота, 19 часов

Органный  концерт-посвящение
ко Дню рождения Иоганна Себастьяна Баха

МАЛЕНЬКИЙ ГАРМОНИЧЕСКИЙ ЛАБИРИНТ

Иоганн Себастьян Бах

ЮРИЙ СЕМЁНОВ
(орган, Санкт-Петербург)

21 марта храм св. Станислава приглашает отпраздновать 335-летие со Дня рождения великого музыканта — Иоганна Себастьяна Баха. Петербургский органист Юрий Семёнов исполнит монографическую программу из органных сочинений «лейпцигского кантора».

Словно четыре величественные колонны, основу программы составят четыре крупных цикла из фуги и предшествующей ей свободной пьесы. В середине программы прозвучат две прелюдии и фуги — си минор и ми минор. Своей строгостью, непреклонным развертыванием и длинными полифоническими линиями голосов они словно отражают в звуках стройность готической архитектуры.

Фантазия и фуга соль минор, открывающая программу, — один из самых интересных, если не сказать, парадоксальных циклов Баха. Композитор соединяет как будто несочетаемое: танцевальную легкость фуги (в жанре галантного подвижного танца — бурре́) и тяжеловесность фантазии. С другой стороны, громоздкой, предельно свободной фантазии, которая открывает концерт как величественный романский портал, противопоставляется единственное в своем роде конструктивное совершенство фуги, в которой мельчайшая единица организована по тем же законам, что и форма целого — сама тема фуги имеет форму законченной миниатюрной пьесы.

Завершающая концерт Токката и фуга ре минор — сочинение, отличающееся бурным пафосом и романтическим порывом, благодаря которым оно на протяжении уже двух столетий является известнейшим органным произведением.

Четыре «столпа» программы разделены органными сочинениями других жанров: здесь и баховская транскрипция скрипичного концерта А. Вивальди, и две хоральные обработки, напоминающие о тесной связи органной музыки с религией, и загадочное сочинение с необычным названием — «Маленький гармонический лабиринт». Авторство Баха этой пьесы небезосновательно оспаривается некоторыми исследователями, однако это не мешает ему звучать естественно рядом с однозначно атрибутируемыми опусами.

Действительно, более чем двухсотлетняя история баховедения показывает, что мы до сих пор далеки от расстановки всех точек над i. Тем не менее, даже многочисленные доказанные опровержения авторства Баха приносят, несомненно, положительный результат в виде более полного и глубокого постижения его эпохи, открытия новых имен, новой музыки.

Программа концерта:

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)

Фантазия и фуга соль минор, BWV 542

Концерт ля минор (по Антонио Вивальди), BWV 593:

— без обозначения темпа

— Adagio

— Allegro

«Маленький гармонический лабиринт», BWV 591

Прелюдия и фуга си минор, BWV 544

«Von Gott will ich nicht laßen» («Я не оставлю Бога»)

из цикла «18 Лейпцигских хоральных обработок», BWV 658

Прелюдия и фуга ми минор, BWV 548

«Schmücke dich, o liebe Seele» («Преобразись, возлюбленная душа»)

из цикла «18 Лейпцигских органных обработок», BWV 654

Токката и фуга ре минор, BWV 565

Купить билет — http://artparking.org/product-category/kostelst/

22 марта 2020, воскресенье, 16 часов

Концерт органной и камерной музыки для альтовой домры и органа

НАВСТРЕЧУ СОЛНЦУ

А. Вивальди, Л.ван Бетховен, Р. Воан-Уильямс, П.И. Чайковский,
А. Пьяццолла, И. Татаринов

Лауреаты международных конкурсов

МАРИЯ ЛОБЕЦКАЯ (ЛЕБЕДЕВА) (орган)

ИВАН АМОЛИН (альтовая домра)

(Санкт-Петербург)

22 марта храм св. Станислава приглашает всех на концерт органной музыки. В этот весенний день лауреаты международных конкурсов Мария Лобецкая и Иван Амолин представят яркую программу, связанную с побуждением природы.

Смена времен года всегда интересовала представителей искусства. С одной стороны — это яркие картины природы, стихии, под которую подстраивается человек, вписывая свою жизнь в смену сезонов. С другой стороны — это аллегория человеческой жизни, в которой также присутствует пора расцветания, полной жизни, угасания и заката.

Музыкальные воплощения этого сюжета также многочисленны и разнообразны. Известнейшим из них является цикл из четырех скрипичных концертов А. Вивальди. Это характерный образец программной музыки эпохи барокко, где наглядная звукоизобразительность (пение птиц в первой части или звучание волынки в третьей) сочетается с классической стройностью целого.

В русской музыке этот сюжет представлен циклом из 12 фортепианных пьес П. Чайковского. Откликнувшись на предложение издателя Н. Бернарда, Чайковский на протяжении 1875 года писал по одной миниатюре к предложенным издателем заголовкам. Три пьесы из этого цикла прозвучат в переложении для органа: Март–Песня жаворонка, Апрель–Подснежник и Май–Белые ночи.

Образ жаворонка появится и в прекрасном романсе для скрипки с оркестром «Взлетающий жаворонок» английского композитора Р. Воан-Уильямса. Как и концерт Вивальди, сочинение прозвучит в переложении для альтовой домры и органа.

Своеобразным «ответом через столетия» по отношению к циклу Вивальди стало сочинение аргентинского композитора А. Пьяццоллы. «Четыре времени года в Буэнос-Айресе» также написаны для струнного оркестра с солирующей скрипкой. Главной особенностью является жанровое наклонение музыки: как и в большинстве других сочинений, композитор использует жанр танго для воплощения национального колорита.

Специально для дуэта М. Лобецкой и И. Амолина российский органист и композитор Иван Татаринов, ныне проживающий в США, написал Сонату, премьеру которой слушатели смогут услышать на концерте 22 марта.

Программа концерта:

Антонио Вивальди (1678-1741)

Концерт № 1 ми мажор «Весна» из цикла «Времена года»

(переложение для альтовой домры и органа Марии Лобецкой и Ивана Амолина), RV 269:

I Allegro. Пришла весна

II Largo e pianissimo sempre. Спящий пастух.

III Allegro, danza pastorale. Деревенский танец

Пётр Ильич Чайковский (1840-1893)

Три пьесы из цикла «Времена года» (переложение для органа соло):

I Март

II Апрель

III Май

Астор Пьяццолла (1921 — 1992)

«Весна» из цикла «Времена года в Буэнос-Айресе»

(переложение для альтовой домры и органа Марии Лобецкой и Ивана Амолина)

Людвиг ван Бетховен (1770-1827)

Allegretto из Симфонии № 7 ля мажор, ор. 92 (переложение для органа соло)

Ральф Воан-Уильямс (1872-1958)

«The Lark Ascending» («Взлетающий жаворонок»)

(переложение для альтовой домры и органа Марии Лобецкой и Ивана Амолина)

Иван Татаринов (род.1992)

Соната для альтовой домры и органа (мировая премьера)

Купить билет — http://artparking.org/product-category/kostelst/

28 марта 2020, суббота, 19 часов

Концерт органной и камерной музыки для мандолины и органа

ВЕЧЕРНИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ

Г. Бём, А. Марчелло, Т. Альбинони, А. Вивальди, И.С. Бах, Р. Калаче, Х. Накано

Лауреаты международных конкурсов

НАТАЛЬЯ МИХАЙЛОВА (орган)

ЕКАТЕРИНА ЗАБАЙРАЧНАЯ (мандолина)
(Санкт-Петербург)

28 марта храм св. Станислава огласится звуками органа и мандолины. Сочетание этих двух инструментов имеет под собой глубокие корни.

Мандолина — небольшой струнный щипковый инструмент, изначально — разновидность лютни, универсального инструмента эпох Ренессанса и барокко, способного выполнять как аккомпанирующую, так и солирующую роль. Впоследствии, когда в XVIII веке лютня ушла в прошлое, оставшись признаком «старинной» музыки, мандолине удалось сохранить свою актуальность. Ее конструкция испытала ряд преобразований на протяжении XVIII-XIX веков, и к началу XX века ее модифицированный вариант обрел небывалую популярность.

Более того, лютня на законных основаниях звучала в церкви. Мартин Лютер в «Застольных беседах» рассказывал о том, как ему пришлось служить мессу под аккомпанемент лютни в деревне под Эрфуртом за неимением органа. Программа концерта также пройдет «путь» от высокой церковной музыки XVIII века до светской концертной XX века.

Откроет концерт музыка И.С. Баха. Прозвучит «Дорийская» Токката и фуга ре минор. Между частями этого цикла прозвучит его хоральная прелюдия «Vater unser» из третьей, «органной» части сборника «Клавирных упражнений» (одно из немногих опубликованных при жизни Баха сочинений).

Хоральная прелюдия старшего современника Баха — Георга Бёма — написана на тот же хорал, но в совершенно другой манере. Если Бах поместил cantus firmus («основной напев» — мелодия хорала) в верхнем голосе и разнообразил фигурациями аккомпанирующие голоса, то у Бёма наоборот: равномерный аккомпанемент предельно строг, с оттенком шествия, а cantus firmus расцвечен многословной изысканной фигурацией во «французском стиле».

Следующее сочинение — концерт А. Вивальди для лютни, двух скрипок и basso continuo (группа сопровождения, состоящая обычно из низкого мелодического инструмента и аккомпанирующего многоголосного — клавесина или органа). Партию лютни исполнит мандолина, а орган возьмет на себя остальные голоса.

Вивальди был не единственным в Италии автором концертов: помимо него в этом жанре писали Арканджело Корелли, Томмазо Альбинони, Бенедетто и Алессандро Марчелло и др. Концерт для гобоя и струнных последнего был переложен для клавира И.С. Бахом.

Остальные произведения относятся к XX веку. Раффаэле Калаче — один из крупнейших пропагандистов мандолины на рубеже веков. Происходивший из семьи музыкальных мастеров, он посвятил свою жизнь развитию и популяризации этого инструмента. Одной из удивительных страниц его деятельности стали японские гастроли, что всколыхнуло бурный интерес к мандолине и способствовало возникновению мандолинистов в Японии. Музыка одного из них — Хиро Накано — также прозвучит в концерте.

Между оригинальными произведениями будет исполнена одна из величайших музыкальных мистификаций XX века — т.н. «Адажио Альбинони», сочиненное итальянским композитором и ученым Ремо Джадзотто (1910–1998). Творчество Альбинони было одной из его тем изучения, на основании чего он опубликовал «реконструкцию неизвестного ранее сочинения Альбинони», автограф которого якобы погиб в разбомбленной библиотеке Дрездена в 1945 году.

Программа концерта:

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)

Токката ре минор («Дорийская»), BWV 538/1

Хоральная обработка «Vater unser im Himmelreich» («Отче наш»), BWV 683

Фуга ре минор («Дорийская»), BWV 538/2

Георг Бём (1661-1733)
Хоральная обработка «Vater unser im Himmelreich» («Отче наш»)

Антонио Вивальди (1678-1741)

Концерт ре мажор для мандолины и органа, RV 93
Allegro giusto — Largo — Allegro

Алессандро Марчелло (1669-1747)

Адажио из Концерта для гобоя с оркестром ре минор, S.Z799

Хиро Накано (1902-2000)
«Reverie du Soir» («Вечерние размышления») для мандолины соло

Томазо Альбинони (1671-1751)

Адажио

Рафаэле Калаче (1863-1934)
Финал из Концерта № 3 для мандолины и органа

Купить билет — http://artparking.org/product-category/kostelst/

29 марта, воскресенье, 16 часов

Органный концерт

GRADUS AD PARNASSUM

И.С. Бах, Д. Букстехуде, И.Брамс, А.Г. Риттер, М. Регер, М. Дюпре

Лауреат международных конкурсов
ЮЛИЯ ГЛАЗКОВА

и студенты Санкт-Петербургской государственной консерватории
имени Н.А. Римского-Корсакова:

Лауреат международных конкурсов

ЕЛИЗАВЕТА ШАБАЛИНА

ЭЛЬДАР АБДУРАМАНОВ

ЦЗЕ ЖЭНЬ
ИЛЬЯ ЛИХОВИДОВ

(орган, Санкт-Петербург)

29 марта в храме св. Станислава состоится органный концерт под названием «Gradus ad Parnassum» — «Ступень к Парнасу». Под таким эпиграфом, обозначающим освоение этапов на пути к вершине искусства, выступят студенты Петербургской консерватории класса Юлии Глазковой вместе со своим преподавателем.

Программа концерта составлена из произведений композиторов разных эпох. Но творчество каждого автора так или иначе связано с наследием великого «первоисточника» органной музыки — И.С. Баха.

Его собственное творчество представлено тремя произведениями. Прелюдия и фуга ми-минор — монументальный цикл из величественной, неторопливой и неумолимой прелюдии и напряженной фуги, тему которой словно разрывает изнутри скрытое двухголосие с хроматическим разнонаправленным движением.

Фантазия и фуга до минор — более спокойное, но концептуально сложное сочинение. Философская задумчивая фантазия подготавливает фугу, внутри которой содержатся как минимум две самостоятельные фуги: простая и двойная. Строгой замкнутой теме первой фуги противопоставляются хроматическая восходящая вторая тема («путь на Голгофу») в соединении с взволнованной смятенной третьей темой в двойной фуге (бурлящая толпа). Возвращающаяся первая тема сдержанно подводит мрачный итог повествования.

Хоральная прелюдия «Nun komm der Heiden Heiland» («Гряди, язычников Спаситель») создает звуковой живописный образ, сочетающий ритм непрерывного шага и мрачный характер Ветхозаветных пророчеств.

Хронологически первым откликом на творчество Баха является Соната № 1 А.Г. Риттера (1845). Композитор времени раннего романтизма, он переносит старинный барочный символ passus duriusculus («жесткий шаг» — нисходящий хроматический шаг) в новые формы, разработанные Ф. Листом. Структура этой одночастной сонаты сложна. Элементы классической сонатной формы сочетаются с контрастными эпизодами, один из которых — фуга.

Макс Регер — представитель позднего немецкого романтизма рубежа XIX–XX веков. В его творчестве развиты практически все существующие жанры органной музыки, воспринятые от Баха. Среди них выделяется группа сочинений, связанных с протестантским хоралом. Наряду с многочисленными небольшими хоральными прелюдиями, ему принадлежат 8 хоральных фантазий — грандиозных творений, на грани исполнительских возможностей развивающих не столько темы хоралов, сколько свободный материал, по-разному соотносимый с хоралом. Тем не менее, cantus firmus обязательно проводится во всех пластах фактуры, а венчает эту свободную форму строгая фуга.

Последний в программе отблеск творчества Баха — французский: Марсель Дюпре является представителем французской органной школы, расцветавшей в течение столетия такими именами как С. Франк, Ш.-М. Видор, Л. Вьерн (двое последних были учителями Дюпре). Его музыка представлена Прелюдией и фугой соль минор из раннего опуса 7. Если в фуге отчетливо прослеживается связь с барочной музыкой (тема в жанре жиги), то прелюдия отсылает к виртуозным токкатам французских мастеров XIX века. Цельность циклу придает соединение в конце темы фуги и темы прелюдии, демонстрирующее высочайшее владение композитора мастерством контрапункта.

Программа концерта:

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) 
Прелюдия  и фуга ми минор, BWV 548
Исп. Юлия Глазкова

Макс Регер  (1873-1916) 
Фантазия на хорал «Wachet auf, ruft uns die Stimme»

(«Восстань, нас голос зовет!»), ор.52 № 2
Исп. Елизавета Шабалина

Иоганн Себастьян Бах 
Хоральная прелюдия «Nun komm, der Heiden Heiland» («Приди, язычников Спаситель»)

из цикла «18 Лейпцигских хоральных обработок», BWV 659

Август Готтфрид Риттер (1811-1885)
Соната №1, ор.11

Исп. Цзе Жэнь

Иоганн Себастьян Бах 
Фантазия и фуга до минор, BWV 537
Исп. Илья Лиховидов

Марсель Дюпре (1886-1971)
Прелюдия и фуга соль минор, ор.7 № 3
Исп. Эльдар Абдураманов

Купить билет — http://artparking.org/product-category/kostelst/