Органные концерты — ДЕКАБРЬ 2019

1 декабря 2019, воскресенье, 16 часов

Органный концерт

БРАВО, БАРОККО!

Д. Букстехуде, Г. Бём, И. Пахельбель, И.С. Бах

Лауреат международных конкурсов

НАТАЛЬЯ МИХАЙЛОВА

(орган, Санкт-Петербург)

   Программа петербургской органистки Натальи Михайловой посвящена немецкой музыке эпохи барокко и включает в себя почти все жанры, существовавшие в это время.           

   Творчество Дитриха Букстехуде, которым восхищался великий Иоганн Себастьян Бах, представлено Прелюдией соль минор и камерной арией «Rofilis», написанной в форме вариаций. К вариационным формам относятся и широко популярные в эту эпоху жанры пассакалии и чаконы, к которым обращались Букстехуде, Керль, Пахельбель, Гендель и Бах.

   Хоральная партита Георга Бёма «Кто только Богу своему себя вверяет» — классический образец этого жанра. В вариациях композитор проявляет большое разнообразие и мастерство.

   Прелюдия и фуга ля минор Баха была написана в Лейпцигский период творчества. Фантазийная прелюдия и уникальная фуга, предвосхищающая многие достижения эпохи романтизма, наполнены разнообразными эмоциями.

   Хоральные обработки — ещё одна важная страница творчества Баха. Знаменитые хоралы «Nun komm, der Heiden Heiland» и «Vater unser im Himmelreich» прозвучат особенно изысканно рядом с развёрнутыми баховскими циклами.

   Завершит концерт «Дорийская» Токката и фуга ре минор. Это сочинение великолепно по замыслу и воплощению. Стремительной токкате противопоставлена монументальная фуга, которой и завершится концерт.

Программа концерта:

Дитрих Букстехуде (1637-1707)
Прелюдия соль минор, BuxWV 163

Иоганн Каспар Керль (1627-1693)
Пассакалия

Дитрих Букстехуде
Ария «Rofilis», BuxWV 248

Иоганн Пахельбель (1653-1706)
Чакона ре минор

Георг Бём (1661-1733)
Хоральная партита «Wer nur den lieben Gott läβt walten»
(«Кто только Богу своему себя вверяет»)

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
Прелюдия и фуга ля минор, BWV 543

Хоральная обработка «Nun komm, der Heiden Heiland» («Приди, язычников Спаситель»)
из цикла «18 Лейпцигских хоральных обработок», BWV 659

Токката ре минор («Дорийская»), BWV 538/1

Хоральная обработка «Vater unser im Himmelreich»» («Отче наш»), BWV 683

Фуга ре минор («Дорийская»), BWV 538/2

Купить билет — http://artparking.org/concerts/kik/

7 декабря 2019, суббота, 19 часов

Органный концерт

В ОЖИДАНИИ РОЖДЕСТВА

И.С. Бах, Л.К. Дакен, И.Л. Кребс, А. Вивальди, А. Корелли, М. Регер, Ш. Кеф

МАРГАРИТА ЕСЬКИНА

(орган, Москва)

   Программа московской органистки Маргариты Еськиной включает в себя разнообразные сочинения немецких, французских и итальянских композиторов, посвящённые празднику Рождества.

   Откроет концерт Прелюдия и фуга ре мажор Иоганна Себастьяна Баха. Это сочинение было написано в Веймарский период, когда композитор был увлечён итальянской органной и скрипичной музыкой — творчеством Корелли, Вивальди, Альбинони. Оно является подлинным образцом блестящего концертного стиля.

   Известный итальянский композитор Арканджело Корелли создал совершенные предклассические образцы жанра сонаты и инструментального концерта. Кончерто гроссо соль минор отличается особой красотой мелодии и строгостью формы, которыми так восхищались его современники.

   В программе концерта — два ноэля Луи Дакена — вариации на старинные французские рождественские песни.

Знаменитый цикл скрипичных концертов «Времена года» был написан Антонио Вивальди в 1723 году и опубликован два года спустя. Концерт «Зима» в версии для органа соло — его блестящий финал.

   Иоганн Кребс, вслед за своим учителем — И.С. Бахом, обращается к жанру хорала. В программе концерта — три его разнохарактерные хоральные обработки.

   «Рождество» Макса Регера — мистическое сочинение, передающее настроения отчаяния и сомнений, разрешающихся с приходом Спасителя.

   Завершат концерт два «Рождества» французского композитора ХХ века Шарля Кефа. Радостные колокольные перезвоны «Парижского рождества» и блеск и мощь «Бретонского рождества» передадут праздничный характер Адвента.

Программа концерта:

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
Прелюдия и фуга ре мажор, BWV 532

Арканджело Корелли

Кончерто гроссо соль минор, op.6, № 8 «Fatto per la Notte di Natale» («Рождественский») (переложение для органа соло Леонса де Сант-Мартена):

I. Vivace — Grave — Allegro

II. Adagio — Allegro — Adagio

III. Vivace

IV. Allegro

V. Pastorale: Largo

Луи-Клод Дакен (1694-1772)

Два ноэля

Антонио Вивальди (1678-1741)

Концерт «Зима» из цикла «Времена года», RV 297

(переложение для органа соло Павла Стеценко):

Allegro non molto — Largo — Allegro

Иоганн Людвиг Кребс (1713-1780)

Хоральные прелюдии:

«Ach Herr, mich armen Sunder» («О, Господь, я бедный грешник»)

«Ich ruf zu dir, Herr Jesu Christ» («Я взываю к Тебе, Господи»)

«Wie schön leuchtet der Morgenstern» («Как прекрасно светит утренняя звезда»)

Макс Регер (1873-1916)

«Weinachten» («Рождество») из цикла «7 пьес», ор.145

Шарль Кеф (1873-1931)

«Бретонское Рождество» и «Парижское Рождество», op.26

Купить билет — http://artparking.org/concerts/kik/

8 декабря 2019, воскресенье, 16 часов

Органный концерт

ЗАВЕТ МАСТЕРА

Т. Таллис, Дж. Булл, Г. Хауэллс, М. Дюрюфле, Н. Мьюли

Лауреат международных конкурсов

АННА ОРЛОВА

(орган, Москва)

   «Завет мастера» — яркая и оригинальная программа московской органистки Анны Орловой, в которой представлено творчество мастеров ХVI и ХХ-XXI веков.

   Откроет концерт сочинение современного американского композитора Нико Мьюли. Мьюли — композитор-минималист, последователь идей Филипа Гласса. В своём творчестве он часто обращается к английской церковной музыке ХVI-XVII веков, что нашло отражение в цикле из семи прелюдий «O Antiphon».

   «Завет мастера Таллиса» — сочинение английского композитора Герберта Хауэллса. Это пьеса-посвящение знаменитому английскому композитору XVI века Томасу Таллису, в которой он по-своему трактует принципы музыкальной формы, характерные для мастера. На смерть Таллиса знаменитый композитор Уильям Бёрд написал элегию, последняя строка которой гласит: «Скончался Таллис, музыка скончалась».

   Рапсодия № 1 Хауэллса — это великолепная фантазия, которая оказывается неожиданно близка творчеству русского композитора Сергея Рахманинова. Антем «If ye love me» Томаса Таллиса — самое известное его сочинение. Гимн, предназначенный для церковного хорового исполнения, прозвучит в версии для органа Анны Орловой.

   «Вирджинальная книга Фицуильяма» Джона Булла составлена не позднее 1625 года. Это сборник коротких произведений для клавира. Рукопись содержит 297 сочинений, написанных преимущественно английскими композиторами: Джоном Буллом, Уильямом Бёрдом, Орландо Гиббонсом и другими.

   Сюита «последнего романтика», французского композитора Мориса Дюрюфле была создана в 1932 году и является одним из самых значительных произведений композитора для органа соло. Ярким финалом концерта станет грандиозная токката, в которой во всём блеске предстанут возможности французского симфонического органа.

Программа концерта:

Нико Мьюли (р.1981)

Прелюдия «O Emmanuel» из Семи прелюдий «O Antiphon»

Герберт Хауэллс (1892-1983)

«Завет мастера Таллиса» из «Шести пьес для органа» 

Джон Булл (1562-1628)

In nomine в тоне A (в размере 11/4)

из «Вирджинальной книги Фицуильяма» (CXIX Fitzwilliam Virginal Book)

Томас Таллис (1505-1585)

Гимн «If ye love me» (интаволатура Анны Орловой)

Герберт Хауэллс (1892-1983)

Рапсодия № 1, op.17

Морис Дюрюфле  (1902-1986)

Сюита, ор.5:

Прелюдия

Сицилиана

Токката

Купить билет — http://artparking.org/concerts/kik/

14 декабря 2019, суббота, 19 часов

Концерт сольной и камерной музыки для флейты и органа

МУЗЫКАЛЬНАЯ ДИНАСТИЯ БАХОВ: ОТЕЦ И СЫН

И.С. Бах, К.Ф.Э. Бах

Лауреаты международных конкурсов

МАРИЯ НИКИФОРОВА (орган)

НАДЕЖДА ГОРБАЧ (флейта)

(Санкт-Петербург)

   Петербургские музыканты Мария Никифорова (орган) и Надежда Горбач (флейта) представят интересную программу «Музыкальная династия Бахов: отец и сын».

   Карл Филипп Эммануил Бах известен как мастер жанра инструментальной сонаты и один из самых талантливых учеников своего великого отца. В концерте прозвучат две сонаты для флейты и basso continuo, являющиеся образцами классического стиля. Характеры сонат разнятся: соль мажор — жизнерадостна,  ми минор печальна.      

   Монументальная Пассакалия Иоганна Себастьяна Баха —  шедевр гения. В ней молодой композитор проявил удивительное мастерство и великолепную фантазию, создав самое грандиозное сочинение во всей истории этого жанра.

   Соната ми минор для флейты и basso continuo старшего Баха полна печальных образов. Скорбным Adagio и Allegro противопоставлено пасторальное Andante.

   Прелюдия и фуга до мажор были написаны Бахом в Кётене. Это — единственное органное сочинение, созданное композитором в этот период. Трёхдольный размер подчеркивает танцевальную природу прелюдии, а величественная фуга является замечательным образцом баховской полифонии.

   Завершит программу концерт соль мажор: переложение Баха концерта принца Иоганна Эрнста IV Саксен-Веймарского. Блеск и виртуозность, радость и торжество, которыми наполнено сочинение, напоминают о великолепии дворца принца.

Программа концерта:

Карл Филипп Эммануил Бах (1714-1788)

Соната для флейты и basso continuo соль мажор, Wq 123:

Andante — Allegro — Tempo di Menuetto

Иоганн Себастьян Бах (1658-1750)

Пассакалия и фуга до минор, BWV 582

Соната для флейты и basso continuo ми минор, BWV 1034:

Adagio ma non tanto — Allegro — Andante — Allegro

Прелюдия и фуга до мажор, BWV 547

Карл Филипп Эммануил Бах

Соната для флейты и basso continuo ми минор, Wq 124:

Adagio — Allegro — Мenuet

Иоганн Себастьян Бах

Концерт соль мажор (обработка концерта Иоганна Эрнста IV Саксен-Веймарского),

BWV 592:

Allegro — Grave — Presto

Купить билет — http://artparking.org/concerts/kik/

15 декабря 2019, воскресенье, 16 часов

Органно-вокальный концерт

БАХ И ФРАНЦУЗСКАЯ МУЗЫКА ДЛЯ ГОЛОСА И ОРГАНА

И.С. Бах, С. Франк, К. Сен-Санс, Т. Дюбуа, Г. Форе, Э. Шоссон, Л. Вьерн

ЛИЛИЯ КУЗНЕЦОВА (орган)

Лауреат международных конкурсов

САМИРА ГАЛИМОВА (сопрано)

(Санкт-Петербург)

   В программе петербургского дуэта Лилии Кузнецовой (орган) и Самиры Галимовой (сопрано) будут представлены известные сочинения Иоганна Себастьяна Баха и французских композиторов эпохи романтизма.

   Откроет концерт Фантазия соль мажор Баха. «Piece d’ Orgue», как назвал её композитор, имеет арочную конструкцию. Фантазийные эпизоды в начале и конце пьесы разделены грандиозным фугато. Ликование и радость, которыми наполнено сочинение, характерны и для арии Палес из «Охотничьей» кантаты «Was mir behagt, ist nur die muntre Jagd».      

   Фантазия ми-бемоль мажор Камиля Сен-Санса впервые прозвучала на инаугурации органа в соборе Сен-Мерри в 1857 году и стала первым опубликованным органным произведением композитора. Ave Maria, написанная двумя годами позже, особенно популярна у слушателей органных концертов.

   Хорал № 3 Сезара Франка входит в его последний цикл «Три хорала для органа», который называют «духовным завещанием» композитора. Он удивляет сочетанием разных настроений: ярких эмоциональных всплесков и абсолютного спокойствия.

   В программе концерта — несколько миниатюр из вокально-органных циклов французских композиторов. «Pater noster» Эрнеста Шоссона, «O vos omnes» Теодора Дюбуа и «Pie Jesu» из Реквиема Габриэля Форе — три шедевра, в которых композиторы-романтики обращаются к Спасителю.

   Цикл «Ангелы» был написан Луи Вьерном в 1930-1931 году и включает в себя образы трёх ангелов – «утреннего», «полуденного» и «вечернего». Выразительные гармонии и прихотливые ритмы придают «утреннему» ангелу самобытность и очарование. Завершит концерт Финал из 1-ой Органной симфонии Вьерна. Это великолепное сочинение написано в духе французской токкаты и исполнено блеска и торжества, присущих французскому симфоническому стилю.

Программа концерта:

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)

Фантазия соль мажор, BWV 572

Ария «Schafe können sicher weiden»

из «Охотничьей» кантаты «Was mir behagt, ist nur die muntre Jagd», BWV 208

Камиль Сен-Санс (1835-1921)          

Ave Maria (1865), ICS 19    

Сезар Франк (1822-1890)

Хорал № 3 ля минор, FWV 40

Эрнест Шоссон (1855-1899)

«Pater noster» из цикла «3 мотета» для голоса и органа, op.16

Теодор Дюбуа (1837-1924)                   

«O vos omnes» из цикла «Семь слов Христа»   

Камиль Сен-Санс

Фантазия № 1 для органа ми-бемоль мажор

Габриэль Форе (1845-1924)

«Pie Jesu» из «Реквиема», op.48 № 4

Луи Вьерн (1870-1937)

«Au matin» («Утром») из цикла «Les Angélus» («Ангелы»), оp.57

Финал из Симфонии для органа № 1 ре минор, op.14

Купить билет — http://artparking.org/concerts/kik/

21 декабря 2019, суббота, 19 часов

Органный концерт лауреатов IV российско-польского органного конкурса

«VOX POLONICA PETROPOLITANA»

Д. Букстехуде, И.С. Бах, С. Франк, Ш.-М. Видор, сочинения польских композиторов

Исполнители: Лауреаты IV российско-польского органного конкурса

«VOX POLONICA PETROPOLITANA»

   21 декабря в храме Св. Станислава состоится гала-концерт лауреатов IV российско-польского органного конкурса «VOX POLONICA PETROPOLITANA». Это настоящий концерт-сюрприз, ведь окончательная программа необыкновенного органного вечера будет известна лишь накануне, после прослушиваний второго тура! Она разнообразна и будет включать в себя грандиозные опусы, созданные для Короля инструментов. Слушатели смогут насладиться произведениями великого Иоганна Себастьяна Баха и его предшественника и наставника Дитриха Букстехуде, знаменитых французских композиторов Сезара Франка и Шарля-Мари Видора, а также услышать редко исполняемую польскую музыку разных эпох. Концертную программу представят талантливые молодые музыканты России и Польши, студенты ведущих учебных заведений среднего и высшего звена.

Купить билет — http://artparking.org/concerts/kik/

22 декабря 2019, воскресенье, 16 часов

Органный концерт

БАХ. МУЗЫКА АДВЕНТА

И.С. Бах

Лауреат международных конкурсов

ЮЛИЯ ГЛАЗКОВА

(орган, Санкт-Петербург)

   Свою программу петербургская органистка Юлия Глазкова целиком посвятила музыке Адвента в творчестве Иоганна Себастьяна Баха. Адвент — особенное время церковного года. В эти несколько недель перед Рождеством мир наполняется радостным ожиданием. Одновременно это и время покаяния и смирения.

   Откроет концерт «Дорийская» Токката и фуга ре минор. Цикл был создан композитором в Веймарский период творчества. Своим масштабом он сопоставим с монументальными сочинениями Баха — Мессой си минор, «Страстями» и ораториями.

   «6 Шюблеровских хоральных обработок» были созданы композитором в Лейпциге. Название сборник получил по имени издателя Иоганна Георга Шюблера. Три хоральные обработки, включённые в программу концерта, наполнены радостью, предвосхищающей праздник.

   Фантазия и фуга до минор были написаны в период между 1710-1714 годами, когда Бах наиболее часто обращался к этому жанру. Сочинение построено контрастно: сдержанной и печальной фантазии противопоставлена подвижная фуга, увлекающая своей стремительностью. Хоральная обработка «Приди, язычников Спаситель» принадлежит циклу «18 Лейпцигских хоральных обработок» и наполнена образами размышлений.   

   Завершит концерт Пассакалия и фуга до минор. В этом великолепном сочинении удивительно всё: и неистощимая фантазия, и потрясающее полифоническое мастерство, с которым написаны два десятка вариаций Пассакалии и фуга.

Программа концерта:

Токката и фуга ре минор («Дорийская»), BWV 538

Три хоральных обработки из цикла «6 Шюблеровских хоральных обработок»:

«Wachet auf, ruft uns die Stimme» («Восстань, нас голос зовет»), BWV 645

«Meine Seele erhebt den Herren» («Моя душа взывает к Господу»), BWV 648

«Kommst du nun, Jesu, vom Himmel herunter» («Сойди с небес, Иисус»), BWV 650

Фантазия и фуга до минор, BWV 537

Хоральная партита «Sei gegrüβet, Jesu gütig» («Славен будь, Господь милосердный»),

BWV 768

Хоральная обработка «Nun komm der Heiden Heiland» («Приди, язычников спаситель»)

из цикла «18 Лейпцигских хоральных обработок», BWV 659

Пассакалия и фуга до минор, BWV 582

Купить билет — http://artparking.org/concerts/kik/