Органные концерты — СЕНТЯБРЬ 2020

12 сентября 2020, суббота, 19 часов

Концерт органной музыки

ШЕДЕВРЫ И.С. БАХА

Иоганн Себастьян Бах

Лауреат международных конкурсов

НАТАЛЬЯ МИХАЙЛОВА

(орган, Санкт-Петербург)

Программа:


Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)


Токката ре минор («Дорийская»), BWV 538/1
Хоральная прелюдия «Vater unser im Himmelreich» («Отче наш»), BWV 683
Фуга ре минор («Дорийская»), BWV 538/2
Хоральная обработка «Nun komm, der Heiden Heiland» («Приди, язычников Спаситель») из цикла «18 Лейпцигских хоральных обработок», BWV 659
Концерт соль мажор (обработка концерта Иоганна Эрнста IV Саксен-Веймарского),
BWV 592a:
Tempo giusto — Grave — Presto
Ария из Оркестровой сюиты № 3, BWV 1068
Концерт ля минор (обработка концерта Антонио Вивальди), BWV 593:
Без названия — Adagio — Allegro
Хоральная обработка «Ich ruf zu Dir, Herr Jesu Christ» («Из глубины взываю к Тебе, Господи») из цикла «Органная книжечка», BWV 639
Токката и фуга ре минор, BWV 565

Свою программу петербургская органистка Наталья Михайлова посвятила одному из самых великих композиторов в истории — Иоганну Себастьяну Баху. «Не ручей — море имя ему!» — так сказал о нём Людвиг ван Бетховен. Творчество Баха разнообразно и включает в себя все жанры, существовавшие в его время. Концерт откроет «Дорийская» токката ре минор. Это грандиозное сочинение по глубине, форме и масштабу сопоставимо с его «Страстями» и ораториями. Развёрнутая драматичная фуга этого цикла позволит насладиться блестящей полифонией, в которой композитору не было равных. Духовное наследие Баха будет представлено несколькими знаменитыми хоралами: «Ich ruf zu Dir, Herr Jesu Christ», «Nun komm, der Heiden Heiland» и «Vater unser im Himmelreich». Трёхчастный концерт А. Вивальди ля минор, обработанный И.С. Бахом для органа и Ария из Оркестровой сюиты № 3 — классический репертуар органных концертов. Завершит концерт самое популярное произведение Иоганна Себастьяна Баха — Токката и фуга ре минор.

Купить билет — http://artparking.org/product-category/kostelst/

13 сентября 2020, воскресенье, 16 часов

Концерт органной музыки

AVE MARIS STELLA

Н.де Гриньи, И.С. Бах, В. А. Моцарт, А.Г. Риттер, С. Танеев, Ш.-М. Видор

Лауреат международных конкурсов

ЕГОР КОЛЕСОВ

(орган, Санкт-Петербург)

В программе концерта петербургского органиста Егора Колесова прозвучит музыка пяти столетий, наполненная различными образами. Эпоха барокко будет представлена двумя сочинениями. Откроет концерт пьеса из цикла «Ave Maris Stella» («Радуйся, звезда морская») Н.де Гриньи, творчество которого представляет собой одну из кульминаций французской органной традиции XVII века. Знаменитое произведение И.С. Баха для скрипки —  Чакона ре минор — прозвучит в переложении для органа В. Миддельшульте. Аллегро соль минор непревзойдённого В.А. Моцарта ярко заявит о Венской классической школе. XIX век будет представлен весьма разнообразно: прозвучит немецкая, русская и французская органная музыка этой эпохи. В заключительной части концерта — три разноплановых сочинения выдающегося французского органиста и композитора конца XIX — начала XX века Л. Вьерна, 150-летие со Дня рождения которого отмечается в этом году. Вьерн  в течение 37 лет занимал должность титулярного органиста Собора Парижской Богоматери. Особенности его органного языка обусловлены богатством звуковой палитры симфонического органа.

Программа концерта:

Николя де Гриньи (1672-1703)

Dialogue sur les grands Jeux из цикла «Ave Maris Stella»

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)

Чакона ре минор для скрипки, BWV 1004

(переложение для органа Вильгельма Миддельшульте)

Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791)

Аллегро соль минор для клавира, KV 312

Август Готтфрид Риттер (1811-1885)

Хоральная обработка «Helft mir Gott’s Güte preisen», op.9/1

Сергей Танеев (1856-1915)

Choral Varie («Хоральные вариации»)

Шарль-Мари Видор (1844-1937)

Ave Maris Stella из «Латинской сюиты», op.86

Луи Вьерн (1870-1937)

Интермеццо и Адажио из Симфонии для органа № 3, op.28

Финал из Симфонии для органа № 5, op.57

Купить билет — http://artparking.org/product-category/kostelst/

19 сентября 2020, суббота, 19 часов

Концерт органной музыки

В КРУГУ РОМАНТИКОВ

Ф. Мендельсон-Бартольди, Р. Шуман, Й.Г. фон Райнбергер, Ф. Лист

ЛИЛИЯ КУЗНЕЦОВА

(орган, Санкт-Петербург)

Органный концерт петербургской органистки Лилии Кузнецовой откроют три Прелюдии и фуги, op.37 Ф. Мендельсона-Бартольди, посвящённые органисту Лондонского кафедрального собора Томасу Эттвуду. Композиция не задумывалась как единый цикл: фуги были написаны раньше прелюдий. Все три сочинения контрастны между собой и имеют ярко выраженные, эмоционально окрашенные характеры.

«6 этюдов в канонической форме» были сочинены Р. Шуманом для педального фортепиано — инструмента, оснащенного специальной педальной установкой с комплектом струн. В программе концерта три миниатюры, исполненные лирики и поэтичности.

Продолжит погружение в романтическую эпоху Allegro из Сонаты соль-диез минор  Й.Г. фон Райнбергера. Его имя неразрывно связано с творческой жизнью Мюнхена второй половины XIX века. Он приобрёл известность, прежде всего благодаря своему органному творчеству: 20 сонатам для органа соло, двум концертам для органа и оркестра и камерным сочинениям для органа и разных инструментов. Музыка Райнбергера поражает красотой контрапунктических линий, мелодической изобретательностью, совершенством формы.

Своеобразным музыкальным приношением Баху является Прелюдия и фуга на тему BACH Ф. Листа, в которой буквально звучит фамилия великого композитора, зашифрованная «музыкальным алфавитом». Лист по-новому трактует жанр Прелюдии и фуги, наполняя его романтической окраской. Эта виртуозная фантазия была создана им в 1855 году и навсегда вошла в «золотой фонд» органного репертуара.

Программа концерта:

Феликс Мендельсон-Бартольди (1809-1847)

Три прелюдии и фуги, соч.37:

№ 1 до минор

№ 2 соль мажор

№ 3 ре минор

Роберт Шуман (1810-1856)

Три этюда в канонической форме, op.56:

до мажор, ля минор и ля-бемоль мажор

Йозеф Габриэль фон Райнбергер (1839-1901)

Allegro moderato из Сонаты № 16 соль-диез минор, соч.175

Ференц Лист (1811-1886)
Прелюдия и фуга на тему ВАСН, S.260

Купить билет — http://artparking.org/product-category/kostelst/

20 сентября 2020, воскресенье, 16 часов

Концерт органной музыки

ВЕЛИКИЙ ИОГАНН СЕБАСТЬЯН БАХ

Иоганн Себастьян Бах

ЮРИЙ СЕМЁНОВ

(орган, Санкт-Петербург)

В программе концерта петербургского органиста Юрия Семёнова — органные шедевры Баха. Фантазия соль минор была сочинена композитором после смерти первой жены. Душевной драме, развернутой в фантазии, противопоставлено полнокровное, радостное чувство жизни в фуге.

Пассакалия и фуга до минор — одно из самых масштабных сочинений Баха для органа, в котором его гений проявился в полную силу. В вариациях на повторяющуюся (остинатную) тему разворачивается величественная картина шествия с трагедийными эпизодами и торжественным апофеозом-прояснением в конце.

Прелюдия и фуга си минор была написана зрелым мастером в Лейпциге. Прелюдия удивляет своей пронзительностью. Спокойная и величественная фуга поначалу контрастна Прелюдии, но в развитии приобретает сильный эмоциональный характер.

Завершит концерт торжественная Прелюдия и фуга ми-бемоль мажор, которую принято связывать  с образом Святой Троицы. Сочинение образует арочную конструкцию, обрамляющую третью часть «Клавирных упражнений», которую также называют «Органной мессой».

Эти монументальные опусы будут чередоваться с миниатюрами — тремя разнохарактерными прелюдиями, в том числе из цикла «18 Лейпцигских хоральных обработок», которые являют собой вершину контрапунктического письма Баха.

Программа концерта:

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)

Фантазия и фуга соль минор, BWV 542

Хоральная обработка «Vater unser im Himmerleich» («Отче наш»), BWV 682

Пассакалия и фуга до минор, BWV 582

Хоральная обработка «Schmücke dich, o liebe Seele» («Преобразись, возлюбленная душа»), BWV 654 из цикла «18 Лейпцигских хоральных обработок»

Прелюдия и фуга си минор, BWV 544

Хоральная обработка «Von Gott will ich nicht laßen» («Я не оставлю Бога»), BWV 658

из цикла «18 Лейпцигских хоральных обработок»,

Прелюдия и фуга ми-бемоль мажор, BWV 552

Купить билет — http://artparking.org/product-category/kostelst/

26 сентября 2020, суббота, 19 часов

Концерт органной музыки

ЗВУЧАЩАЯ ВСЕЛЕННАЯ. ИОГАНН СЕБАСТЬЯН БАХ

Иоганн Себастьян Бах

Лауреат международных конкурсов

ЮЛИЯ ГЛАЗКОВА

(орган, Санкт-Петербург)

В программе концерта петербургской органистки Юлии Глазковой — сочинения великого Баха. Он совместил в своём творчестве традиции и достижения европейского музыкального искусства. Обогатив их виртуозным применением контрапункта и тонким чувством совершенной гармонии, он оставил огромное наследие, которое стало золотым фондом мировой культуры.

Монументальная «Дорийская» Токката и фуга ре минор — менее известна, чем её знаменитая «тёзка», но по масштабу формы и глубине содержания сопоставима с его вокально-инструментальными ораториями. Оба цикла прозвучат в этот музыкальный вечер.

Оригинальная в композиционном плане, трёхчастная Токката до мажор во всём контрастна следующему за ним Адажио — одному из самых интонационно-выразительных сочинений композитора. Развёрнутый цикл завершается виртуозной фугой.

Произведения крупной формы будут чередоваться с изысканными хоральными прелюдиями. Прозвучат два сочинения из сборника «6 Шюблеровских хоральных обработок», который получил своё название по имени издателя И. Г. Шюблера. Эти произведения — сделанные Бахом переложения фрагментов собственных кантат. Будет исполнена и самая узнаваемая баховская хоральная обработка — «Ich ruf zu Dir, Herr Jesu Christ» из «Органной книжечки», которая звучит в кинофильме А. Тарковского «Солярис».

Программа концерта:

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)

Токката и фуга ре минор («Дорийская»), BWV 538

Хоральная обработка «Meine Seele erhebt den Herren» («Моя душа взывает к Господу»), BWV 648 из цикла «6 Шюблеровских хоральных обработок»

Прелюдия и фуга ля минор, BWV 543

Хоральная обработка «Ich ruf zu Dir, Herr Jesu Christ» («Из глубины взываю к Тебе, Господи»), BWV 639 из цикла «Органная книжечка»

Токката, Адажио и фуга до мажор, BWV 564

Хоральная обработка «Wachet auf, ruft uns die Stimme» («Восстань, нас голос зовёт»), BWV 645 из цикла «6 Шюблеровских хоральных обработок»

Токката и фуга ре минор, BWV 565

Купить билет — http://artparking.org/product-category/kostelst/

27 сентября 2020, воскресенье, 16 часов

Концерт органной музыки

ТАРИВЕРДИЕВ. НЕ ТОЛЬКО КИНО…

Микаэл Таривердиев

Лауреат международных конкурсов

ОЛЬГА КОТЛЯРОВА

(орган, Санкт-Петербург)

При участии мастера художественного слова Анны Яковлевой

Петербургская органистка Ольга Котлярова представит слушателям необычную программу из сочинений Микаэла Таривердиева. Композитор известен всем, как автор песен и музыки к кинофильмам, однако в своём творчестве он обращался и к органу. Интересным концерт делает ещё и то, что музыка будет сопровождаться и дополняться художественным словом. В исполнении Анны Яковлевой будут звучать стихи М. Цветаевой, Р. Рождественского, Е. Евтушенко и Б. Пастернака.

Концерт откроет цикл из Десяти хоральных прелюдий, ор.103 «В подражание старым мастерам». Как и большинство других произведений композитора, хоральные прелюдии насыщены образами ностальгического мироощущения. Драматургия цикла строится на внутренней взаимосвязи прелюдий, построенной на сопоставлении и контрастах. Их музыкальный язык насыщен узнаваемыми оборотами и интонациями, он близок и понятен современному слушателю, в то же время содержит элементы кластерной техники и метрической асимметричности.

Концерт «Кассандра» было первым сочинением Таривердиева для органа, которое он написал в 1985 году в Абхазии. Принцип организации четырёх частей — импровизационно-сюитный. Концерт камерный по масштабу, его целостность усиливается за счёт приёма attacca последних трёх частей. Крайние части в меньшей степени напоминают привычный мелодичный «таривердиевский» стиль, но в них сразу угадывается авторство: свободная ритмика, смена метра, выразительные мелодические обороты.

В заключение концерта слушателей ждёт неожиданный сюрприз: в обработке для органа прозвучит «Вальс» из телевизионного фильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром!».

Программа концерта:

Микаэл Леонович Таривердиев (1931-1996)

Десять хоральных прелюдий, ор.103

«В подражание старым мастерам»:

Andante rigoroso

Largo rigoroso

Allegretto elegante

Lentamente scorrevole

Grave mesto

Andantino con calore

Moderato sostenuto

Andantino pastorale

Andante con colore

Allegro con moto sempre rigoroso

Концерт № 1 «Кассандра», op. 91:

Intrada

Aria

Inventio

Finale

Вальс из кинофильма «Ирония судьбы или С лёгким паром!»

(обработка для органа Ольги Котляровой)

Купить билет — http://artparking.org/product-category/kostelst/