КОНЦЕРТ — 29.03.20_16.00

29 марта, воскресенье, 16 часов

Органный концерт

GRADUS AD PARNASSUM

И.С. Бах, Д. Букстехуде, И.Брамс, А.Г. Риттер, М. Регер, М. Дюпре

Лауреат международных конкурсов
ЮЛИЯ ГЛАЗКОВА

и студенты Санкт-Петербургской государственной консерватории
имени Н.А. Римского-Корсакова:

Лауреат международных конкурсов

ЕЛИЗАВЕТА ШАБАЛИНА

ЭЛЬДАР АБДУРАМАНОВ

ЦЗЕ ЖЭНЬ
ИЛЬЯ ЛИХОВИДОВ

(орган, Санкт-Петербург)

29 марта в храме св. Станислава состоится органный концерт под названием «Gradus ad Parnassum» — «Ступень к Парнасу». Под таким эпиграфом, обозначающим освоение этапов на пути к вершине искусства, выступят студенты Петербургской консерватории класса Юлии Глазковой вместе со своим преподавателем.

Программа концерта составлена из произведений композиторов разных эпох. Но творчество каждого автора так или иначе связано с наследием великого «первоисточника» органной музыки — И.С. Баха.

Его собственное творчество представлено тремя произведениями. Прелюдия и фуга ми-минор — монументальный цикл из величественной, неторопливой и неумолимой прелюдии и напряженной фуги, тему которой словно разрывает изнутри скрытое двухголосие с хроматическим разнонаправленным движением.

Фантазия и фуга до минор — более спокойное, но концептуально сложное сочинение. Философская задумчивая фантазия подготавливает фугу, внутри которой содержатся как минимум две самостоятельные фуги: простая и двойная. Строгой замкнутой теме первой фуги противопоставляются хроматическая восходящая вторая тема («путь на Голгофу») в соединении с взволнованной смятенной третьей темой в двойной фуге (бурлящая толпа). Возвращающаяся первая тема сдержанно подводит мрачный итог повествования.

Хоральная прелюдия «Nun komm der Heiden Heiland» («Гряди, язычников Спаситель») создает звуковой живописный образ, сочетающий ритм непрерывного шага и мрачный характер Ветхозаветных пророчеств.

Хронологически первым откликом на творчество Баха является Соната № 1 А.Г. Риттера (1845). Композитор времени раннего романтизма, он переносит старинный барочный символ passus duriusculus («жесткий шаг» — нисходящий хроматический шаг) в новые формы, разработанные Ф. Листом. Структура этой одночастной сонаты сложна. Элементы классической сонатной формы сочетаются с контрастными эпизодами, один из которых — фуга.

Макс Регер — представитель позднего немецкого романтизма рубежа XIX–XX веков. В его творчестве развиты практически все существующие жанры органной музыки, воспринятые от Баха. Среди них выделяется группа сочинений, связанных с протестантским хоралом. Наряду с многочисленными небольшими хоральными прелюдиями, ему принадлежат 8 хоральных фантазий — грандиозных творений, на грани исполнительских возможностей развивающих не столько темы хоралов, сколько свободный материал, по-разному соотносимый с хоралом. Тем не менее, cantus firmus обязательно проводится во всех пластах фактуры, а венчает эту свободную форму строгая фуга.

Последний в программе отблеск творчества Баха — французский: Марсель Дюпре является представителем французской органной школы, расцветавшей в течение столетия такими именами как С. Франк, Ш.-М. Видор, Л. Вьерн (двое последних были учителями Дюпре). Его музыка представлена Прелюдией и фугой соль минор из раннего опуса 7. Если в фуге отчетливо прослеживается связь с барочной музыкой (тема в жанре жиги), то прелюдия отсылает к виртуозным токкатам французских мастеров XIX века. Цельность циклу придает соединение в конце темы фуги и темы прелюдии, демонстрирующее высочайшее владение композитора мастерством контрапункта.

Программа концерта:

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) 
Прелюдия  и фуга ми минор, BWV 548
Исп. Юлия Глазкова

Макс Регер  (1873-1916) 
Фантазия на хорал «Wachet auf, ruft uns die Stimme»

(«Восстань, нас голос зовет!»), ор.52 № 2
Исп. Елизавета Шабалина

Иоганн Себастьян Бах 
Хоральная прелюдия «Nun komm, der Heiden Heiland» («Приди, язычников Спаситель»)

из цикла «18 Лейпцигских хоральных обработок», BWV 659

Август Готтфрид Риттер (1811-1885)
Соната №1, ор.11

Исп. Цзе Жэнь

Иоганн Себастьян Бах 
Фантазия и фуга до минор, BWV 537
Исп. Илья Лиховидов

Марсель Дюпре (1886-1971)
Прелюдия и фуга соль минор, ор.7 № 3
Исп. Эльдар Абдураманов

Купить билет — http://artparking.org/product-category/kostelst/