КОНЦЕРТ — 13.03.21, 19.00 (суббота)

13 марта, суббота, 19 часов

Концерт органной музыки

ГЕОРГ МУФФАТ И ЕГО ВРЕМЯ

И.Я. Фробергер, А. Польетти, И.К. Керль,

Ф.Т. Рихтер, И. Пахельбель, Г. Муффат

Лауреат международных конкурсов

АНДРЕЙ КОЛОМИЙЦЕВ

(орган, Санкт-Петербург)

Петербургский органист Андрей Коломийцев посвятил программу своего концерта выдающемуся южнонемецкому композитору, органисту и теоретику эпохи барокко Георгу Муффату и творчеству композиторов его времени.

Г. Муффат сыграл значительную роль в распространении французской и итальянской музыки в Германии. О популярности композитора говорят прижизненные издания многих его сочинений. Свидетельством европейской известности Муффата могут служить также авторские предисловия к ним на нескольких языках — латинском, немецком, итальянском и французском. Наиболее известным сочинением является сборник «Apparatus musico-organisticus», в который включены 12 органных Токкат, Чакона, Пассакалия и Вариации «Nova cyclopeias harmonica». Две Токкаты и Пассакалия из этого цикла будут исполнены на концерте.

И.Я. Фробергер был знаменит как непревзойдённый, искуснейший клавирист. Один из самых известных композиторов эпохи, он внёс большой вклад в развитие клавирного репертуара и создал первые образцы программной музыки. С начала XVIII века имя Фробергера стало синонимом контрапунктического мастерства. И.С. Бах, Г.Ф. Гендель, В.А. Моцарт учились на его произведениях. Прозвучит Токката на Возношение Святых Даров, предназначенная для исполнения в церкви.

В 1699 году И. Пахельбель опубликовал сборник «Hexachordum Apollinis» («Гексахорд Аполлона»), который считается шедевром. Он содержит шесть тем с вариациями в шести тональностях (отсюда метафорическое название «гексахорд»). Произведения можно исполнять как на клавесине, так и на органе. В программе концерта — Aria prima из этого сборника. Пахельбелем написаны шесть Чакон, демонстрирующие искусное владение композитором вариационной формой. Их музыкальный язык отличается характерной для его письма ясностью и прозрачностью фактуры, темы привлекают мелодичностью, а противосложения — рельефностью графики. Будет исполнена Чакона in d, творение зрелого мастера, отличающееся строгим тематическим и тональным единством.

Прозвучат сочинения двух композиторов, творчество которых представляет собой переходный период между временем Дж. Фрескобальди и эпохой позднего барокко: А. Польетти и И.К. Керля. Доподлинно неизвестно о происхождении Польетти. Вероятно, он получил музыкальное образование в Риме или Болонье. Жил в Вене во второй половине XVII века, был одним из любимых композиторов императора Леопольда I и пользовался высокой репутацией при дворе. В 1661 году был назначен органистом придворной капеллы, заняв этот пост после И.Я. Фробергера. Наиболее значимыми его работами являются сборник клавесинной музыки «Rossignolo» и 12 ричеркаров. «Причудливая ария соловья» включена в программу концерта. Это виртуозная пьеса, в которой имитируются соловьиные трели. И.К. Керль учился в Риме у Дж. Кариссими и вероятно, у Дж. Фрескобальди. В разные периоды жизни он жил при мюнхенском и венском дворах. Керль познакомил мюнхенцев с новым для них итальянским концертным церковным стилем. В венский период жизни он приобрёл известность, как клавирист. В 1658 году Леопольд I был восхищён искусством органной импровизации Керля, выступавшего на его коронации. В Вене Керль служил органистом собора св. Стефана. Он был дружен с Польетти и после его смерти написал «Missa in fletu solatium», при исполнении которой указывал «избегать консонансов» в партии continuo. В программе концерта — Пассакалия in d Керля.

Программа концерта:

Георг Муффат (1653-1704)

Toккaтa prima из сборника «Apparatus musico-organisticus»

Иоганн Якоб Фробергер (1616-1667)

Toккaтa VI da sonarsi alla leuatione (Токката на Возношение Святых Даров),

FbWV 106

Иоганн Каспар Керль (1627-1693)

Пассакалия in d

Георг Муффат

Пассакалия in g из сборника «Apparatus musico-organisticus»

Фердинанд Тобиас Рихтер (1651-1711)

Токкатина и каприччио in d

Иоганн Пахельбель (1653-1706)

Aria prima из сборника «Hexachordum Apollinis»

Чакона in d

Алессандро Польетти (16..-1683)

Aria bizzara del Rossignolo («Причудливая ария соловья»)

Георг Муффат

Toккaтa sexta из сборника «Apparatus musico-organisticus»

Купить билет — http://artparking.org/product-category/kostelst/