КОНЦЕРТ — 14.03.21, 16:00 (воскресенье)

14 марта, воскресенье, 16 часов

Концерт органной музыки

ко Дню рождения Иоганна Себастьяна Баха

ВЕЛИКИЙ ИОГАНН СЕБАСТЬЯН БАХ

Иоганн Себастьян Бах

ЛИЛИЯ КУЗНЕЦОВА

(орган, Санкт-Петербург)

В программе петербургской органистки Лилии Кузнецовой, приуроченной ко Дню рождения великого И.С. Баха, собрана коллекция его произведений для органа разных жанров.

Фантазия соль минор была сочинена Бахом после смерти первой жены. Душевной драме, развернутой в Фантазии, противопоставлена тревожная, но жизнеутверждающая фуга.

Музыкальные лады были открыты ещё в Древней Греции. Каждый лад был наделён определённым характером, благодаря которому слушатель погружался в то или иное состояние. Концепция ладо-состояний нашла отражение и в музыкально-эстетической «теории аффектов», распространённой в Западной Европе в XVIII веке. Согласно ей, основным содержанием музыки является выражение и излияние человеческих чувств. В характере «Дорийской» Токкаты и фуги Баха преобладает мужественное начало. Энергичная Токката продолжается неуклонной, величественной фугой. Разворачивающееся действо по масштабу формы сопоставимое с крупными сочинениями композитора для хора и оркестра.

Прелюдия и фуга ля минор — одно из самых развёрнутых и эмоционально насыщенных произведений для органа у Баха, обладающее ярким виртуозным началом.

В последние годы жизни композитор работал над переработкой ряда больших хоралов, сочиненных, вероятно, в веймар-кётенский период. Они были объединены в цикл «18 Лейпцигских хоральных обработок».  Между монументальными опусами будут исполнены три из них: «Преобразись, возлюбленная душа», «Я не оставлю Бога» и «Приди, язычников Спаситель». В них проявилось совершенное контрапунктическое письмо Баха.

Пассакалия и фуга до минор — сочинение, в котором гений композитора проявился в полную силу. В вариациях на повторяющуюся (остинатную) тему разворачивается картина шествия с трагедийными эпизодами и торжественным апофеозом-прояснением в конце.

Программа концерта:

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)

Фантазия и фуга соль минор, BWV 542

Хоральная обработка «Schmücke dich, o liebe Seele» («Преобразись, возлюбленная душа») из цикла «18 Лейпцигских хоральных обработок», BWV 654

Токката и фуга ре минор («Дорийская»), BWV 538

Хоральная обработка «Von Gott will ich nicht lassen» («Я не оставлю Бога»)

из цикла «18 Лейпцигских хоральных обработок», BWV 658

Прелюдия и фуга ля минор, BWV 543

Хоральная обработка «Nun komm, der Heiden Heiland» («Приди, язычников Спаситель»)

из цикла «18 Лейпцигских хоральных обработок», BWV 659

Пассакалия и фуга до минор, BWV 582

Купить билет — http://artparking.org/product-category/kostelst/