ОРГАННЫЙ ФЕСТИВАЛЬ «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЛАНДШАФТЫ» — ИЮЛЬ 2019 Г.

ОРГАННЫЙ ФЕСТИВАЛЬ «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЛАНДШАФТЫ»

В июле в храме Святого Станислава пройдёт органный фестиваль «Музыкальные ландшафты», в котором примут участие музыканты из Санкт-Петербурга и Москвы, и стран зарубежья: Франции, Чехии и Норвегии. В фестиваль включены 8 программ, которые представят органную музыку разных стран —  России, Италии, Германии, Франции, Чехии, Норвегии и Англии. Прозвучит разнообразнейшая музыка для органа соло, а также ансамблевые программы с участием голоса и инструментов. Концерты состоятся по средам и субботам.

6 июля 2019, суббота, 19 часов

Органный концерт

ШЕДЕВРЫ ГЕРМАНИИ И АРОМАТЫ РОССИИ

И.С. Бах, В.А. Моцарт, Р. Шуман, В.Ф. Одоевский, А.К. Глазунов

ЮРИЙ СЕМЁНОВ

(орган, Санкт-Петербург)

Первый концерт органного фестиваля «Музыкальные ландшафты» представит петербургский органист и музыкант-исследователь Юрий Семёнов. Ярко и внушительно прозвучат, пожалуй, самые известные произведения немецких гениев И.С. Баха и В.А. Моцарта: Токката и фуга ре минор и Фантазия фа минор. Две изысканные пьесы Р. Шумана обратят слушателей к веку романтизма. Удивительная по колориту и изяществу, органная музыка князя В.Ф. Одоевского открыта миру именно благодаря исследовательской работе Ю. Семёнова, который подготовил к изданию его сочинения. В них прослеживается вся его необычная, многогранная натура – писателя, мыслителя, учёного, алхимика. Одоевского смело можно назвать одним из первых русских композиторов, удачно обратившихся к органу и естественно передавшему в своих сочинениях истинно русские интонации и гармонии. Прелюдия и фуга ре минор, op.62 одного из известнейших русских музыкальных деятелей – композитора, дирижёра и директора Санкт-Петербургской консерватории в 1905-1928 годы А.К. Глазунова, в первой версии была написана для фортепиано (1899), позже московский органист и преподаватель класса органа московской консерватории Б.Л. Сабанеев сделал её замечательное переложение для симфонического органа (1909). Сочинение восхищает своей стихийной мощью и внутренней цельностью в сочетании с мудрой ясностью мысли, стройностью и законченностью воплощения.

Программа концерта:

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)

Токката и фуга ре минор, BWV 565

Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791)

Фантазия для органа в часах фа минор, KV 608

Роберт Шуман (1810-1856)

Этюд № 2 из «6 этюдов в форме канона»

Фуга № 2 на тему BACH

Владимир Фёдорович Одоевский (1804-1869)

Сарабанда из «Этюда» для органа

Анданте соль мажор

Александр Константинович Глазунов (1865-1936)

Прелюдия и фуга ре минор, op.62

Купить билет — http://artparking.org/product-category/kostelst/

10 июля 2019, среда, 19 часов

Концерт музыки для скрипки и органа

ПОД МУЗЫКУ ВИВАЛЬДИ

Антонио Вивальди

Лауреаты международных конкурсов

НАТАЛЬЯ МИХАЙЛОВА (орган)

ПОЛИНА ФОМИНЦЕВА (скрипка)

(Санкт-Петербург)

«Времена года» Антонио Вивальди — первые четыре скрипичных концерта из двенадцати концертов опуса 8, цикла «Спор гармонии с изобретением» — одни из известнейших музыкальных произведений эпохи барокко. Каждый концерт посвящён одному времени года и состоит из трёх частей, соответствующих каждому месяцу. Здесь есть всё необыкновенное разнообразие характеров смен года, воплощённое в истинно итальянской безудержной манере письма Вивальди. Каждому из концертов композитор предпослал сонет — своего рода литературную программу. Предполагается, что автором стихов является сам Вивальди. 10 июля в храме Святого Станислава знаменитый цикл прозвучит в исполнении лауреатов международных конкурсов Натальи Михайловой (орган) и Полины Фоминцевой (скрипка) (переложение для этого состава инструментов сделано Натальей Михайловой). Концерт украсит также известный и всеми любимый концерт А. Вивальди ля минор для органа соло, переложенный для органа И.С. Бахом.

Программа концерта:

Антонио Вивальди (1678-1741) — И. С. Бах (1685-1750)

Концерт ля минор, BWV 593 для органа соло:

I.   ———

II. Adagio

III. Allegro

4 концерта для скрипки с оркестром «Времена года» (переложение для скрипки и органа Натальи Михайловой)

Концерт № 1 ми мажор «Весна», RV 269:

I. Allegro. Пришла весна

II. Largo e pianissimo sempre. Спящий пастух.

III. Allegro, danza pastorale. Деревенский танец

Концерт № 2 соль минор «Лето», RV 315:

I. Allegro non molto. Жара. Allegro. Кукушка. Горлинка. Зефир. Борей. Жалоба крестьянина.

II. Adagio — Presto.

III. Presto, tempo impetuoso d’estate. Летняя гроза.

Концерт № 3 фа мажор «Осень», RV 293:

I. Allegro, ballo e canto de’villanelli. Танец и песня крестьянских парней.

II. Adagio molto, Ubriachi dormienti. Спящие пьяные.

III. Allegro, la Caccia. Охота.

Концерт № 4 фа минор «Зима», RV 297:

I. Allegro non molto

II. Largo

III. Allegro

Купить билет — http://artparking.org/product-category/kostelst/

13 июля 2019, суббота, 19 часов

Концерт органной и вокальной музыки

ОТ ЛАВАНДОВЫХ ПОЛЕЙ ФРАНЦИИ ДО НОРВЕЖСКИХ ФЬОРДОВ

Светлой памяти Народной артистки России, профессора Нины Ивановны Оксентян

Х. Кьерульф, Ш. Гуно, С. Франк, К. Сен-Санс, Ш.-М. Видор, Э. Григ,

К. Дебюсси, К. Каппелен

Лауреат международного конкурса

АЛЕКСЕЙ КУРБАНОВ (орган, Ауре, Норвегия)

Дипломант международного конкурса

СВЕТЛАНА ПАЩЕНКО (сопрано, Санкт-Петербург)

Середина ХIХ — начало ХХ века… Незабываемая, благословенная эпоха, по которой всё чаще и чаще одолевает искушение хорошенько поностальгировать в ХХI веке. Эпоха зрелого и позднего романтизма, называемого в ряде стран, в том числе скандинавских, «национальным романтизмом». И этот «национальный романтизм» в Норвегии, может быть, несколько дольше продолжался, чем в других странах (словно бы «компенсация» за столь же запоздавшие периоды барокко и «венского» классицизма в норвежской и вообще в скандинавской музыке). Органист из Норвегии, выпускник Петербургской консерватории Алексей Курбанов и сопрано из Петербурга Светлана Пащенко проведут для публики определённого рода «экскурс» по романтической музыке Франции и Норвегии. Вместе с исполнителями и слушатели сделают попытку проследить определённое влияние французской романтической музыки на музыку других европейских стран, в частности, Норвегии. Концерт посвящён памяти профессора Санкт-Петербургской консерватории, профессора Нины Ивановны Оксентян, в программе прозвучат произведения из её репертуара. Добро пожаловать в мир романтической музыки от Гуно до Грига, от Парижа до Кристиании (Осло), от Франции до Норвегии!

Программа концерта:

Хальфдан Кьерульф (1815–1868)

Jubilate, amen! (переложение для органа Уле Коппанга)

Шарль Гуно (1818–1893)

Ave verum (переложение для органа Уле Коппанга)

Сезар Франк (1822–1890)

Пастораль, ор.19

Юст Риддерволд-Линдеман (1822–1894)

Вариации на тему Генделя «Lascia ch`io pianga»

Альфонс Шарль Рено де Вильбак (1829–1884)

Соmmuniо на темы Беллини

Исп.: Алексей Курбанов (орган)

Камиль Сен-Санс (1835–1921)

Ave Maria

Жюль Массне (1842–1912)

Элегия (слова Луи Галле, пер. А. Сантагано-Горчаковой)

«Ты открой глаза голубые» (слова Поля Робике («N.N.»), пер. В. Крылова),

№ 3 из цикла «Поэма любви»

Исп.: Светлана Пащенко (сопрано), Алексей Курбанов (орган)

Александр Гильман (1837–1911)

Адажио из Органной сонаты № 3, ор.56

Шарль-Мари Видор (1844–1937)

Аndantе саntabilе из Органной симфонии № 4, ор.13, № 4

Кристиан Каппелен (1846–1916)

Импровизация на тему хорала «Lo, Who Are These a Dazzling Band»

(фольклорная мелодия из Хеддала)

Бенжамен Годар (1849–1895)

Колыбельная из оперы «Жоселин» (переложение для органа Честера Нордмана)

Исп.: Алексей Курбанов

Эдвард Григ (1843–1907)

«С добрым утром!» (слова Бьёрнстьерне Бьёрнсона, пер. А. Ефременкова), ор.21, № 2

«Люблю тебя!» (слова Ханса Кристиана Андерсена, пер. А. Сантагано-Горчаковой),

ор.5, № 3

Исп.: Светлана Пащенко (сопрано), Алексей Курбанов (орган)

Клод Дебюсси (1862 – 1918)

«Лунный свет» из «Бергамасской сюиты» (переложение для органа Лоуренса Гранта)

Исп.: Алексей Курбанов

Купить билет — http://artparking.org/product-category/kostelst/

17 июля 2019, среда, 19 часов

Концерт органной музыки

ОРГАННАЯ МУЗЫКА ГЕРМАНИИ: БАРОККО И РОМАНТИЗМ
Г. Бём, Д. Букстехуде, И.С. Бах, Ф. Мендельсон, Р. Шуман, Г. Меркель, А.Г. Риттер

Лауреат международных конкурсов

МИХАИЛ КАТАЛИКОВ

(орган, Москва)

Замечательный экскурс в мир немецкой органной музыки XVII-XIX веков ждёт слушателей на концерте московского органиста Михаила Каталикова.

В концерте прозвучат несколько произведений эпохи барокко, которые разнообразно представят этот интересный стиль: простая и мощная Прелюдии ре минор Бёма, лёгкое и изящное Трио Гомилиуса, изломанная хроматизмами Прелюдия соль минор их старшего современника Букстехуде, с двумя фугами и постлюдией в форме чаконы.

«Дорийская» Токката и фуга ре минор И.С. Баха известна менее своей знаменитой «тёзки», но по масштабу формы и глубине содержания сопоставима с его вокально-инструментальными пассионами и ораториями. Цикл «18 Лейпцигских хоральных обработок» создан уже в зрелые годы, и является вершиной контрапунктического письма композитора.

Век романтизма будет представлен творчеством наиболее ярких композиторов эпохи, каждый из которых обращался к органу с особенным отношением. Прозвучат две хоральные обработки Брамса в романтической трактовке. Мендельсон, прославившийся своим мастерством органиста и пропагандировавший творчество Баха, много обращался к органу, соединяя в своём творчестве тенденции барокко и романтизма. В концерте прозвучит его опус Аллегро, хорал и фуга ре минор, известный менее, чем циклы Прелюдий и фуг и Сонат, однако не менее интересный в творческом решении. В сочинении соседствуют строгость формы и песенные интонации, свойственные письму композитора. Будут исполнены два из «4 эскизов» для органа (или фортепиано с педалью) Шумана: в них искренний порыв и изящество, присущее его творчеству. Риттер написал 4 сонаты для органа, его наряду с Мендельсоном принято считать создателем этого музыкального жанра. Развёрнутое, необыкновенно разнообразное в стилевом и фактурном решениях сочинение ярко и непосредственно передаёт романтический дух эпохи.

Программа концерта:

Георг Бём (1661-1733)

Прелюдия и фуга ре минор

Август Готтфрид Гомилиус (1714-1785)

Трио соль мажор

Дитрих Букстехуде (1637-1707)

Прелюдия соль минор, BuxWV 148

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)

Хоральная обработка «Nun komm der Heiden Heiland», BWV 660
из цикла «18 Лейпцигских хоральных обработок»

Токката и фуга ре минор («Дорийская») , BWV 538

Иоганнес Брамс (1833-1897)

Две хоральные обработки из цикла «11 хоральных обработок», op.122:

«Herzliebster Jesu»

«Herzlich tut mich erfreuen»

Густав Меркель (1827-1885)

Allegro risoluto из Сонаты для органа № 5 ре минор

Феликс Мендельсон-Бартольди (1809-1847)

Аллегро, хорал и фуга ре минор

Роберт Шуман (1810-1856)

Два эскиза для органа, op.58:

Vivace ma non troppo

Allegretto

Август Готтфрид Риттер (1811-1885)

Соната для органа № 1 ре минор

Купить билет — http://artparking.org/product-category/kostelst/

20 июля 2019, суббота, 19 часов

Концерт органной музыки

НА БЕРЕГАХ ТУМАННОГО АЛЬБИОНА

Дж. Стэнли, С. Уэсли, Г.Ф. Гендель, С.С. Уэсли, Р. Воан-Уильямс, Ф. Мендельсон-Бартольди

ЛИЛИЯ КУЗНЕЦОВА

(орган, Санкт-Петербург)

Мир английской органной музыки загадочен и самобытен. В программе концерта петербургской органистки Лилии Кузнецовой прозвучит музыка английских композиторов XVII-XIX веков – Дж.Стэнли, С. и С.С. Уэсли, Р. Воана-Уильямса, которая передаст неуловимые настроения смены веков: традиционный жанр Voluntary, часто имитируемые «Колокола», жанр уэльского гимна. Прозвучит музыка двух композиторов, оказавших огромное влияние на развитие английской музыки в целом, и органную в частности: Г.Ф. Генделя и Ф. Мендельсона-Бартольди. Гендель был блестящим органистом-импровизатором, и с его именем связано возрождение концертирования на органе вне церкви. С 1712 года он жил в Англии, где в 1720-е годы стал композитором Королевской капеллы и получил английское подданство. В программе концерта — Концерт си-бемоль мажор для органа с оркестром, который красочно и нарядно прозвучит в переложении для органа соло.

Мендельсон, часто гастролируя в Лондоне, в том числе с органными концертами, в значительной степени повлиял на английское органостроение, рекомендуя расширить функцию педали, которая была меньших размеров относительно других регионов, выполняя второстепенную роль. Он впервые познакомил музыкальную общественность со многими произведениями И.С. Баха, в том числе с теми, в которых особенно виртуозной была партия педали. На концерте прозвучат два сочинения, которые представят его известнейшие опусы 37 и 65 – Прелюдия и фуга ре минор № 3, и Соната си-бемоль мажор № 4. Будучи почитателем гения И.С. Баха и следуя традициям эпохи барокко, Мендельсон в своих органных сочинениях свободно экспериментировал и совмещал барочные и романтические жанровые образцы.

Программа концерта:

Джон Стэнли (1713-1786)

Voluntary IV in F

Самуэль Уэсли (1766-1837)

Две пьесы:

Ария

Гавот

Георг Фридрих Гендель (1685-1759)                     

Концерт си-бемоль мажор, op.4 № 6, HWV 294

(переложение для органа соло Самуэля де Ланге):

Andante allegro-Larghetto-Allegro moderato

Самуэль Себастьян Уэсли (1810-1876)

«Церковные колокола Холсворти»

Анданте ми минор

Ральф Воан-Уильямс (1872-1958)

«Rhosymedre» из «Трёх прелюдий на темы уэльских гимнов»

Феликс Мендельсон-Бартольди (1809-1847)

Прелюдия и фуга ре минор, op.37, № 3

Соната си-бемоль мажор, op.65, № 4:

-Allegro con brio

-Andante religioso

-Allegretto

-Allegro maestoso e vivace

Купить билет — http://artparking.org/product-category/kostelst/

24 июля 2019, среда, 19 часов

Органный концерт

ФРАНЦУЗСКИЙ АКЦЕНТ

Ж.-Ф. Дандриё, И.С. Бах, Т. Саломе, Л. Лефебюр-Вели, С. Франк, Э. Жигу, М. Дюпре,

Л. Вьерн, М. Джаконе

ВЕРА ЗВЕГИНЦЕВА

(орган, Франция-Россия)

при участии Лилии Кузнецовой

«Французский акцент» — так назвала свою программу органистка, преподаватель парижской Сколя Канторум Вера Звегинцева. В музыкальном «меню» — произведения композиторов Франции и Монако, а также грандиозное сочинение И.С. Баха: Прелюдия и фуга ми-бемоль мажор, написанное в духе французской увертюры.

Концерт открывает пьеса Ж.-Ф. Дандриё «Карильон или колокола». Французы очень бережно относятся к старинным карильонам.  Многие композиторы имитировали их звучание. Мы снова услышим колокольный звон и в Прелюдии и фуге си мажор М. Дюпре, и в «Карильоне» Луи Вьерна. Разнообразная «оркестровая» палитра тембров, яркая виртуозность и импровизационность, характерные для французской романтической музыки, присутствуют в Токкате Э. Жигу, Интермеццо Т. Саломе, в импрессионистических чувственных «Наядах» Л. Вьерна. Легким юмором наполнено «Соло гобоя» Л. Лефебюра-Вели. Более глубокие и гармоничные чувства выражает музыка «Кантабиле» С. Франка.

В конце программы — два сочинения композитора из Монако М. Джаконе. Изящная «Серенада» будет исполнена в ансамбле с Лилией Кузнецовой. Стремительный зажигательный «K-Danse» завершит концерт. Обе пьесы впервые будут исполнены в России, в присутствии композитора и в его регистровке. Это сделает концерт особенно интересным событием.

Программа концерта:

Жан-Франсуа Дандриё (1682-1738) 

«Карильон или колокола»

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)

Прелюдия и фуга ми-бемоль мажор, BWV 552

Теодор Саломе (1834-1896)

Интермеццо из «12 новых пьес», ор.63

Луи Лефебюр-Вели (1817-1869)

«Соло гобоя»

Марсель Дюпре (1886-1971)

Прелюдия и фуга си мажор, op.7

Сезар Франк (1822-1890)

Кантабиле

Эжен Жигу (1844-1925)

Токката из «10 пьес для органа»

Луи Вьерн (1870-1937) 

«Наяды» из цикла «24 фантастические пьесы для органа», op.55

«Карильон» из цикла «24 пьес в свободном стиле», op.31

Марк Джаконе (род.1954)

«Серенада» в 4 руки (первое исполнение в России)

«K-Danse»: Andante-Andante sostenuto (первое исполнение в России)

Купить билет — http://artparking.org/product-category/kostelst/

27 июля 2019, суббота, 19 часов

Концерт музыки для скрипки и органа

МЕЛОДИИ ИТАЛИИ

Дж. Фрескобальди, Б. Пасквини, А. Вивальди, Дж. Тартини, Н. Паганини, О. Раванелло

Лауреаты международных конкурсов

ЮЛИЯ ИКОННИКОВА (орган)

ЕВДОКИЯ ИОНИНА (скрипка)

(Москва)

Яркая и разнообразная программа ждёт гостей концерт 27 июля в храме Святого Станислава. Гости из Москвы Юлия Иконникова (орган) и Евдокия Ионина (скрипка) представят сочинения известнейших итальянских композиторов эпохи барокко, романтизма и XX века. Мир итальянской музыки раскроется во всей своей изощрённой, виртуозной и безудержной красе. Прозвучат сочинения для органа и скрипки соло, и ансамблевые переложения для скрипки и органа, в том числе знаменитый концерт А. Вивальди «Лето» из цикла «Времена года». Великие скрипачи-виртуозы Вивальди, Тартини и Паганини оставили большое количество выдающихся сочинений для этого инструмента, расширили границы его возможностей. Вивальди был одним из создателей жанра концерта для солирующего инструмента с оркестром. Тартини славился певучим звуком. Паганини обладал непревзойденной техникой, необычно комбинируя различные приёмы игры, и вывел виртуозный аспект исполнения на первый план. Блестящая техника необходима и для исполнения органных произведений Фрескобальди, Пасквини и Раванелло. Театральность образов и  мелодичность, близкая традициям итальянских опер и ораторий, характерна для всех сочинений этой программы.

Программа концерта:

Антонио Вивальди (1678-1741)

Концерт си минор в 3-х частях:

Allegro-Adagio-Allegro (переложение для органа Иоганна Готфрида Вальтера)

Джузеппе Тартини (1692-1770)

Соната для скрипки соль минор

I.    Larghetto affetuoso

II.   Allegro moderato

III. Andante

Джироламо Фрескобальди (1583-1643)

Бергамаска

Бернардо Пасквини (1637-1710)

Токката «Кукушка»

Антонио Вивальди

Концерт № 2 соль минор «Лето» из цикла «Времена года», RV 315:

I. Allegro non molto. Жара. Allegro. Кукушка. Горлинка. Зефир. Борей. Жалоба крестьянина.

II. Adagio — Presto.

III. Presto, tempo impetuoso d’estate. Летняя гроза.

Оресте Раванелло (1871 — 1938)

Тема с вариациями

Никколо Паганини (1782-1840)

«Кантабиле», ор.17

«Кампанелла» («Колокольчик») — рондо из Концерта № 2 си минор,

ор.7 для скрипки с оркестром

«Венецианский карнавал», ор.10

Купить билет — http://artparking.org/product-category/kostelst/

31 июля 2019, среда, 19 часов

Органный концерт

ЧЕХИЯ-КОРОЛЕВСТВО ОРГАННОЙ МУЗЫКИ

И.С. Бах, С. Франк, М. Дюрюфле, Й. Кличка, П. Эбен

Лауреат международных конкурсов

ТАТЬЯНА ПЕРНЕТОВА

(орган, флейта, Чехия-Россия)

при участии Даниэля Кнута-Пернета

Чехия – королевство органной музыки: орган звучит в каждом соборе и концертом зале Праги и других городов! На концерте 31 июля гости услышат прекрасный национальный репертуар – несколько частей из цикла «Лабиринт Мира и Рай сердца» композитора Петра Эбена, пожалуй, самого яркого композитора Чехии XX века, и «Легенду» ре мажор Йозефа Клички, традиционную романтическую чешскую музыку стыка XIX и XX веков. В этих сочинениях нашли своё воплощение чешский колорит и народные интонации, интересные гармонические решения и специфические стилевые приёмы композиторов. Наряду с этим, в концерте прозвучит и традиционный органный репертуар: яркая и виртуозная Прелюдия и фуга соль мажор Баха, насыщенный глубокими эмоциональными переживаниями Хорал си минор Франка и блестящая Токката Дюрюфле. «Изюминкой» концерта станет выступление органистки на флейте с одной частью из Сонаты И.С. Баха, которую она исполнит в сопровождении супруга Даниэля Кнута-Пернета (орган).

Программа концерта:

Петр Эбен (1929–2007)

I.  Пролог

II. Взгляд на мир

V. Сладкие оковы любви

из цикла «Лабиринт мира и Рай сердца» для органа и чтеца (2002)

Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)

Прелюдия и фуга соль мажор, BWV 541

Сезар Франк (1822– 1890)

Хорал си минор, FWV 39

Иоганн Себастьян Бах

Allegro moderato из Сонаты № 2
для флейты и basso continuo ми-бемоль мажор, BWV 1031

Йозеф Кличка (1855–1937)

Легенда ре мажор, op.49

Морис Дюрюфле (1902–1986)

Токката из Сюиты для органа, op.5

Купить билет — http://artparking.org/product-category/kostelst/