ОРГАННЫЕ КОНЦЕРТЫ — МАРТ 2021

6 марта, суббота, 19 часов

Концерт органной и вокальной музыки

AVE MARIA

И.С. Бах, Ф. Шуберт, Ш. Гуно, К. Сен-Санс,

Ф.П. Тости, А. Пьяццолла, В. Вавилов

Лауреаты международных конкурсов

НАТАЛЬЯ МИХАЙЛОВА (орган)

ОЛЬГА САМОЙЛЕНКО (сопрано)

(Санкт-Петербург)

«Ave Maria» («Радуйся, Мария») — слова католической молитвы к Деве Марии. Её первая фраза — приветствие архангела Гавриила Марии в момент Благовещения. Образ Девы Марии и эта молитва вдохновляли композиторов в разные столетия на создание замечательной музыки. Существует более 40 произведений «Ave Maria». На концерте в исполнении Ольги Самойленко (сопрано) и  Натальи Михайловой (орган) прозвучат знаменитые «Аве Марии» И.С. Баха-Ш. Гуно, Ф. Шуберта,  К. Сен-Санса, Ф. Тости, А. Пьяццоллы, В. Вавилова («Аве Марию» которого традиционно приписывают Дж. Каччини).

«Ave Maria» Ш. Гуно — прекрасная духовная ария, транскрипция Прелюдии до мажор из I тома «Хорошо темперированного клавира» И.С. Баха, в оригинале написанная для скрипки и фортепиано.

«Ave Maria» Ф. Шуберта — «Третья песня Эллен», которая входит в состав сборника из 7 песен на отдельные стихи из поэмы «Дева озера» В. Скотта. В певческой практике песня часто исполняется не на оригинальный (немецкий) текст, а на текст католической (латинской) молитвы. Это обращение героини поэмы Эллен Дуглас к Деве Марии, которое начинается латинскими словами «Ave Maria!», что послужило основанием для исполнения на эту музыку полного латинского текста.

Наталья Михайлова исполнит две Токкаты и фуги ре минор И.С. Баха для органа соло: знаменитую и любимую публикой, а также монументальную «Дорийскую» — менее известную, но по масштабу формы и глубине содержания сопоставимую с его ораториями. Между Токкатой и фугой прозвучит изысканная хоральная обработка Баха «Отче наш».

Шедевром является «Готическая сюита» французского композитора эпохи романтизма Л. Боэльмана, написанная в 1895 году. Две наиболее популярные части — нежная Молитва Деве Марии и виртуозная Токката — будут исполнены в этот вечер.

Программа концерта:

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)

Токката ре минор («Дорийская»), BWV 538/1

Хоральная прелюдия «Vater unser im Himmelreich» («Отче наш»), BWV 683

Фуга ре минор («Дорийская»), BWV 538/2

Камиль Сен-Санс (1835-1921)

Ave Maria

Иоганн Себастьян Бах — Шарль Гуно (1818-1893)

Ave Maria

Леон Боэльман (1862-1897)

«Готическая сюита», op.25:

Молитва Деве Марии

Токката

Франческо Паоло Тости (1846-1916)

Ave Maria

Франц Шуберт (1797-1828)

Ave Maria

Астор Пьяццолла (1921-1992)

Ave Maria

Иоганн Себастьян Бах

Токката и фуга ре минор, BWV 565

Владимир Вавилов (1925-1973)

Ave Maria

Купить билет — http://artparking.org/product-category/kostelst/ 

7 марта, воскресенье, 16 часов

Концерт органной музыки

РОМАНТИЧЕСКИЙ АККОРД

Ф. Мендельсон-Бартольди, Ф. Лист, Г. Пьерне, М. Регер,

М. Дюрюфле, М. Таривердиев, Б. Маттер

Заслуженный артист России, профессор

ДАНИЭЛЬ ЗАРЕЦКИЙ

и его ученики:

Лауреаты международных конкурсов

ЕЛИЗАВЕТА БОРОДАЕВА

ЕЛИЗАВЕТА БУЗЕРОВА

ЕКАТЕРИНА ВАСИЛЬЕВА

АЛЕКСАНДР КАЗАКОВ

МАРИЯ КОРОНОВА

АЛЕКСАНДР ПАТРУШИН

ЛИЛИЯ ПЕЧЁНКИНА

АЛЕКСЕЙ ПОПОВ

(орган, Санкт-Петербург)

Разнообразную программу представят студенты класса профессора Санкт-Петербургской консерватории Даниэля Зарецкого. Она включает в себя сочинения немецких, французских, русских, нидерландских и венгерских композиторов XIX-XXI веков.

В органных Сонатах, op.65 Ф. Мендельсона-Бартольди собрана антология барочных жанров и форм, связывающая его творчество с национальной традицией. Свидетельством тесной связи композитора с немецкими музыкальными корнями, в том числе с Бахом, можно считать и его частое обращение к протестанскому хоралу. В программе концерта — фрагменты из трёх его Сонат для органа.

Г. Пьерне — французский композитор, органист и дирижёр рубежа XIX-XX веков. В Парижской консерватории учился у А. Лавиньяка, С.Франка, Ж. Массне. Соучеником Пьерне был К. Дебюсси, творческие связи с которым он сохранил на всю жизнь. После смерти С. Франка в 1890 г. он занял место органиста церкви св. Клотильды в Париже. С 1900-х гг. основной для Пьерне стала дирижёрская деятельность. Оркестр Колонна, с которым он работал, специализировался на исполнении новейшей музыки. Под руководством Пьерне проходили премьеры сочинений Д. Мийо, И. Стравинского и Дж. Энеску. В программе концерта — его Прелюдия соль минор для органа.

Немецкую тему продолжит самое известное сочинение для органа М. Регера — Интродукция и пассакалия ре минор. Оно любимо слушателями за ясность формы, выразительность мелодических линий и воодушевлённый, страстный характер изложения.

М. Таривердиев известен всем как автор песен и музыки к кинофильмам, однако в своём творчестве он обращался и к органу. Прозвучат две хоральные прелюдии из цикла «Подражание старым мастерам». Их музыкальный язык насыщен узнаваемыми интонациями, он близок и понятен современному слушателю. В то же время он содержит элементы кластерной техники и метрической асимметричности. Basso ostinato из Органного концерта № 2 — наиболее яркое и часто исполняемое органное сочинение композитора.

Б. Маттер — голландский органист и композитор, педагог и импровизатор, один из самых влиятельных музыкантов XX века в Нидерландах. В 2012 году он был удостоен премии Свелинка за вклад в голландскую органную культуру. В сочинениях Маттера сочетаются традиционные музыкальные формы с современными техниками композиции. В программе концерта — Фантазия на тему «Молодая девушка».

М. Дюрюфле — французский композитор и органист, один из выдающихся представителей основанной С. Франком и Ш.-М. Видором французской органной школы. В его произведениях ощутимо влияние позднего романтизма, импрессионизма и григорианского хорала. Среди сочинений Дюрюфле выделяется Сюита, op.5 (1932), которая считается шедевром французской органной музыки.

Завершающий концерт величественный Хорал «Nun danket alle Gott» («Ныне все благодарят господа») был написан Ф. Листом в Веймаре в 1883 году для освящения знаменитого органа Э.Ф. Валькера в Домском соборе Риги. При его исполнении возможно участие хора, труб, тромбонов и ударных ad libitum. Хорал прозвучит в исполнении руководителя органного класса, профессора Даниэля Зарецкого.

Программа концерта:

Феликс Мендельсон-Бартольди (1809-1847)

Grave — Adagio — Allegro maestoso e vivace из Сонаты № 2 до минор, ор.65/2

Исп.: Елизавета Бузерова

Габриэль Пьерне (1863-1937)

Прелюдия соль минор 

Исп.: Алексей Попов

Макс Регер (1873-1916)

Интродукция и пассакалия ре минор  

Исп.: Мария Коронова

Феликс Мендельсон-Бартольди

Andante recitativo — Allegro assai vivace из Сонаты № 1 фа минор, op.65/1

Исп.: Александр Патрушин

Микаэл Таривердиев (1931-1996)

Хоральные прелюдии №№ 2, 3 из цикла «Подражание старым мастерам», op.103:

Largo, rigoroso

Allegretto, elegante

Исп.: Екатерина Васильева

Берт Маттер (1937*)

Фантазия на тему «Une jeune fillette» («Молодая девушка»)

Исп.: Александр Казаков

Морис Дюрюфле (1902-1986)

Прелюдия и Токката из Сюиты, ор.5

Исп.: Лилия Печёнкина

Феликс Мендельсон-Бартольди

Allegretto — Allegro maestoso e vivace из Сонаты № 4 си-бемоль мажор, ор.65/4

Микаэл Таривердиев

Basso ostinato из Органного концерта № 2 «Полифоническая тетрадь», op.93

Исп.: Елизавета Бородаева

Ференц Лист (1811-1886)

Хорал «Nun danket alle Gott» («Ныне все благодярят Господа»), S.674C

Исп.: Заслуженный артист России Даниэль Зарецкий

Купить билет — http://artparking.org/product-category/kostelst/ 

8 марта, понедельник, 16 часов

К международному женскому дню

Концерт органной музыки

LIBERTANGO ДЛЯ ФЛЕЙТЫ И ОРГАНА

И.С. Бах, А. Вивальди, А. Марчелло, К. Сен-Санс,

Л. Вьерн, А. Пьяццолла, Х.-А. Штамм

Лауреаты международных конкурсов

МАРИЯ НИКИФОРОВА (орган)

НАДЕЖДА ГОРБАЧ (флейта)

(Санкт-Петербург)

Изысканная программа ждёт слушателей на концерте петербургских музыкантов Марии Никифоровой (орган) и Надежды Горбач (флейта). Прозвучит музыка композиторов Германии, Франции, Италии и Аргентины XVIII-XXI веков.

В первой части концерта — несколько сочинений немецких композиторов эпохи барокко: Канон И. Пахельбеля, предшественника И.С. Баха, и Прелюдия и фуга до минор великого мастера. Ученик Баха И.Л. Кребс унаследовал полифонические принципы своего учителя. Фантазия для флейты и органа написана в старинной манере с частым использованием украшений, характерных для музыки той эпохи.

Адажио из Концерта для гобоя с оркестром итальянского композитора А. Марчелло — одно из самых известных сочинений композитора. Впоследствии оно было переложено Бахом для клавира соло.

Широко будет представлена французская музыка. Виртуозная Токката Э. Жигу из цикла «10 пьес» для органа — яркий пример жанра французской романтической токкаты. Сочинение стало популярной классикой органной литературы.

Л. Вьерн 37 лет проработал на посту органиста собора Нотр-Дам в Париже. На создание сочинений его вдохновлял новый тип инструмента, созданный органостроителем А. Кавайе-Коллем, который значительно расширил диспозицию органа. Он ввёл в неё тембры, имитирующие инструменты симфонического оркестра и явления природы. Пьеса «Колокола» из цикла «24 пьесы в свободном стиле» имитирует колокольный перезвон. Она посвящена брату Вьерна Рене Вьерну, органисту Нотр-Дам де Шам, погибшему на войне.

«Лебедь» К. Сен-Санса — пьеса из Сюиты «Карнавал животных», написанной в 1886 году. Она всемирно известна благодаря хореографической миниатюре М. Фокина на эту музыку, созданной для балерины Анны Павловой («Умирающий лебедь»).

К. Боллинг — французский джазовый пианист, композитор, аранжировщик и актёр. Он написал более ста произведений, большинство из них — мелодии для французских фильмов. Часть «Sеntimentale» из Сюиты для флейты и фортепиано № 1 прозвучит в ансамбле флейты и органа.

Libertango — известнейшая композиция в стиле «танго нуэво» А. Пьяццоллы, написанная и изданная в 1974 году в Милане. «Танго нуэво» — форма музыки, появившаяся в 1960-70-е годы и представляющая собой развитие традиционного аргентинского танго, а также основанный на ней танец.

Музыка ныне живущего немецкого композитора Х.-А. Штамма всё чаще звучит на органных концертах. В этот вечер будет исполнено его «Латинское рондо» для органа соло, а также два живописных сочинения для флейты и органа: «Под звёздным небом» и «Pick 5» (где «pick» — означает флейту-пикколо, а 5 — размер, в котором написано сочинение — 5/4).

Программа концерта:

Иоганн Пахельбель (1653-1706)

Канон

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)

Прелюдия и фуга до минор, BWV 549

Иоганн Людвиг Кребс (1713-1780)

Фантазия до мажор

Антонио Вивальди (1678-1741)

Концерт до минор для флейты, струнных и basso continuo в трех частях, RV441 (переложение для флейты и органа):

Allegro non molto — Largo — Allegro

Алессандро Марчелло (1673-1747)

Адажио

Эжен Жигу (1844-1921)

Токката из цикла «10 пьес для органа»

Астор Пьяццолла (1921-1992)

«Oblivion» («Забвение»)

«Libertango»

Камиль Сен-Санс (1835-1921)

«Лебедь» из Сюиты «Карнавал животных»

Луи Вьерн (1870-1937)

«Carillon» («Колокола») из цикла «24 пьесы в свободном стиле», ор.31

Клод Боллинг (1930-2020)

«Sеntimentale» из Сюиты для флейты и фортепиано № 1

Ханс-Андре Штамм (1958*)

Rondo alla latina («Латинское рондо»)

«Under the starry sky» («Под звёздным небом»)

«Pick 5»

Купить билет — http://artparking.org/product-category/kostelst/ 

13 марта, суббота, 19 часов

Концерт органной музыки

ГЕОРГ МУФФАТ И ЕГО ВРЕМЯ

И.Я. Фробергер, А. Польетти, И.К. Керль,

Ф.Т. Рихтер, И. Пахельбель, Г. Муффат

Лауреат международных конкурсов

АНДРЕЙ КОЛОМИЙЦЕВ

(орган, Санкт-Петербург)

Петербургский органист Андрей Коломийцев посвятил программу своего концерта выдающемуся южнонемецкому композитору, органисту и теоретику эпохи барокко Георгу Муффату и творчеству композиторов его времени.

Г. Муффат сыграл значительную роль в распространении французской и итальянской музыки в Германии. О популярности композитора говорят прижизненные издания многих его сочинений. Свидетельством европейской известности Муффата могут служить также авторские предисловия к ним на нескольких языках — латинском, немецком, итальянском и французском. Наиболее известным сочинением является сборник «Apparatus musico-organisticus», в который включены 12 органных Токкат, Чакона, Пассакалия и Вариации «Nova cyclopeias harmonica». Две Токкаты и Пассакалия из этого цикла будут исполнены на концерте.

И.Я. Фробергер был знаменит как непревзойдённый, искуснейший клавирист. Один из самых известных композиторов эпохи, он внёс большой вклад в развитие клавирного репертуара и создал первые образцы программной музыки. С начала XVIII века имя Фробергера стало синонимом контрапунктического мастерства. И.С. Бах, Г.Ф. Гендель, В.А. Моцарт учились на его произведениях. Прозвучит Токката на Возношение Святых Даров, предназначенная для исполнения в церкви.

В 1699 году И. Пахельбель опубликовал сборник «Hexachordum Apollinis» («Гексахорд Аполлона»), который считается шедевром. Он содержит шесть тем с вариациями в шести тональностях (отсюда метафорическое название «гексахорд»). Произведения можно исполнять как на клавесине, так и на органе. В программе концерта — Aria prima из этого сборника. Пахельбелем написаны шесть Чакон, демонстрирующие искусное владение композитором вариационной формой. Их музыкальный язык отличается характерной для его письма ясностью и прозрачностью фактуры, темы привлекают мелодичностью, а противосложения — рельефностью графики. Будет исполнена Чакона in d, творение зрелого мастера, отличающееся строгим тематическим и тональным единством.

Прозвучат сочинения двух композиторов, творчество которых представляет собой переходный период между временем Дж. Фрескобальди и эпохой позднего барокко: А. Польетти и И.К. Керля. Доподлинно неизвестно о происхождении Польетти. Вероятно, он получил музыкальное образование в Риме или Болонье. Жил в Вене во второй половине XVII века, был одним из любимых композиторов императора Леопольда I и пользовался высокой репутацией при дворе. В 1661 году был назначен органистом придворной капеллы, заняв этот пост после И.Я. Фробергера. Наиболее значимыми его работами являются сборник клавесинной музыки «Rossignolo» и 12 ричеркаров. «Причудливая ария соловья» включена в программу концерта. Это виртуозная пьеса, в которой имитируются соловьиные трели. И.К. Керль учился в Риме у Дж. Кариссими и вероятно, у Дж. Фрескобальди. В разные периоды жизни он жил при мюнхенском и венском дворах. Керль познакомил мюнхенцев с новым для них итальянским концертным церковным стилем. В венский период жизни он приобрёл известность, как клавирист. В 1658 году Леопольд I был восхищён искусством органной импровизации Керля, выступавшего на его коронации. В Вене Керль служил органистом собора св. Стефана. Он был дружен с Польетти и после его смерти написал «Missa in fletu solatium», при исполнении которой указывал «избегать консонансов» в партии continuo. В программе концерта — Пассакалия in d Керля.

Программа концерта:

Георг Муффат (1653-1704)

Toккaтa prima из сборника «Apparatus musico-organisticus»

Иоганн Якоб Фробергер (1616-1667)

Toккaтa VI da sonarsi alla leuatione (Токката на Возношение Святых Даров),

FbWV 106

Иоганн Каспар Керль (1627-1693)

Пассакалия in d

Георг Муффат

Пассакалия in g из сборника «Apparatus musico-organisticus»

Фердинанд Тобиас Рихтер (1651-1711)

Токкатина и каприччио in d

Иоганн Пахельбель (1653-1706)

Aria prima из сборника «Hexachordum Apollinis»

Чакона in d

Алессандро Польетти (16..-1683)

Aria bizzara del Rossignolo («Причудливая ария соловья»)

Георг Муффат

Toккaтa sexta из сборника «Apparatus musico-organisticus»

Купить билет — http://artparking.org/product-category/kostelst/ 

14 марта, воскресенье, 16 часов

Концерт органной музыки

ко Дню рождения Иоганна Себастьяна Баха

ВЕЛИКИЙ ИОГАНН СЕБАСТЬЯН БАХ

Иоганн Себастьян Бах

ЛИЛИЯ КУЗНЕЦОВА

(орган, Санкт-Петербург)

В программе петербургской органистки Лилии Кузнецовой, приуроченной ко Дню рождения великого И.С. Баха, собрана коллекция его произведений для органа разных жанров.

Фантазия соль минор была сочинена Бахом после смерти первой жены. Душевной драме, развернутой в Фантазии, противопоставлена тревожная, но жизнеутверждающая фуга.

Музыкальные лады были открыты ещё в Древней Греции. Каждый лад был наделён определённым характером, благодаря которому слушатель погружался в то или иное состояние. Концепция ладо-состояний нашла отражение и в музыкально-эстетической «теории аффектов», распространённой в Западной Европе в XVIII веке. Согласно ей, основным содержанием музыки является выражение и излияние человеческих чувств. В характере «Дорийской» Токкаты и фуги Баха преобладает мужественное начало. Энергичная Токката продолжается неуклонной, величественной фугой. Разворачивающееся действо по масштабу формы сопоставимое с крупными сочинениями композитора для хора и оркестра.

Прелюдия и фуга ля минор — одно из самых развёрнутых и эмоционально насыщенных произведений для органа у Баха, обладающее ярким виртуозным началом.

В последние годы жизни композитор работал над переработкой ряда больших хоралов, сочиненных, вероятно, в веймар-кётенский период. Они были объединены в цикл «18 Лейпцигских хоральных обработок».  Между монументальными опусами будут исполнены три из них: «Преобразись, возлюбленная душа», «Я не оставлю Бога» и «Приди, язычников Спаситель». В них проявилось совершенное контрапунктическое письмо Баха.

Пассакалия и фуга до минор — сочинение, в котором гений композитора проявился в полную силу. В вариациях на повторяющуюся (остинатную) тему разворачивается картина шествия с трагедийными эпизодами и торжественным апофеозом-прояснением в конце.

Программа концерта:

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)

Фантазия и фуга соль минор, BWV 542

Хоральная обработка «Schmücke dich, o liebe Seele» («Преобразись, возлюбленная душа») из цикла «18 Лейпцигских хоральных обработок», BWV 654

Токката и фуга ре минор («Дорийская»), BWV 538

Хоральная обработка «Von Gott will ich nicht lassen» («Я не оставлю Бога»)

из цикла «18 Лейпцигских хоральных обработок», BWV 658

Прелюдия и фуга ля минор, BWV 543

Хоральная обработка «Nun komm, der Heiden Heiland» («Приди, язычников Спаситель»)

из цикла «18 Лейпцигских хоральных обработок», BWV 659

Пассакалия и фуга до минор, BWV 582

Купить билет — http://artparking.org/product-category/kostelst/ 

20 марта, суббота, 19 часов

Концерт органной музыки

В САДУ ПОЭТОВ

И.Э. Эберлин, И.С. Бах, М. Дюрюфле, Э. Лебрен

НАДЕЖДА ЗУБОВА

(орган, Санкт-Петербург)

В программе концерта петербургской органистки Надежды Зубовой — сочинения немецких и французских композиторов эпохи барокко и музыка XX-XXI века.

Э. Лебрен — современный французский органист, композитор, педагог. Ученик известного композитора Гастона Литеза, он является основателем и президентом ассоциации его имени. Лебрен написал около 50 произведений. Он сделал записи собраний сочинений Д. Букстехуде, С. Франка, А. Боэли, Ж. Алена, М. Дюрюфле, Г. Литеза. Автор нескольких биографических книг о жизни композиторов. Лебрен часто является первым исполнителем современных сочинений для органа, многие из которых посвящены ему. В начале концерта прозвучат несколько фрагментов из его цикла «В саду поэтов», написанного в 2018 году. Сад поэтов — общественный парк в Париже, где собраны бюсты многих известных поэтов.

В программе концерта две Токкаты и фуги И.Э. Эберлина — композитора, капельмейстера и органиста, творчество которого очень высоко ценил отец и наставник великого Моцарта Леопольд Моцарт, ставивший его в один ряд с А. Скарлатти и Г.Ф. Телеманом.

В середине программы прозвучит Прелюдия и фуга ми минор И.С. Баха. Своей строгостью, непреклонным развитием и длинными полифоническими линиями голосов она словно отражает в звуках стройность готической архитектуры.

М. Дюрюфле — французский композитор и органист, один из выдающихся представителей основанной С. Франком и Ш.-М. Видором французской органной школы. В его произведениях ощутимо влияние позднего романтизма, импрессионизма и григорианского хорала. Среди сочинений Дюрюфле выделяется Сюита, op.5 (1932), которая считается шедевром французской органной музыки. Виртуозная Токката — последняя часть Сюиты, ею завершится концерт.

Программа концерта:

Эрик Лебрен (1967*)

Фрагменты из цикла «Au jardin des poètes» («В саду поэтов»), op.43:

2. Mon beau navire ô ma mémoire («Мой прекрасный корабль, о моя память»)

12. Sirène-Anémone («Русалка-анемон») и другие

Иоганн Эрнст Эберлин (1702-1762)

Токката и фуга соль мажор

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)

Прелюдия и фуга ми минор, BWV 548

Иоганн Эрнст Эберлин (1702-1762)

Токката и фуга ре минор

Морис Дюрюфле (1902-1986)

Токката из Сюиты, op.5

Купить билет — http://artparking.org/product-category/kostelst/ 

21 марта, воскресенье, 16 часов

Концерт органной музыки

ко Дню рождения Иоганна Себастьяна Баха

ПРИНОШЕНИЕ БАХУ

Иоганн Себастьян Бах

Лауреат международных конкурсов

ЕКАТЕРИНА МАРИШКИНА

(орган, Санкт-Петербург)

Ко Дню рождения самого известного и почитаемого композитора всех времён И.С. Баха, петербургская органистка Екатерина Маришкина подготовила специальную программу, состоящую из его сочинений для органа разных жанров.

Пассакалия до минор — одно из самых развернутых произведений Баха. На постоянный (остинатный) бас накладываются многочисленные вариации, создавая впечатление бесконечного равномерного движения, переходящего в фугу, которая доводит полифоническое развитие до высшей точки.

Прозвучат две разнохарактерные хоральные обработки: «Приди, язычников Спаситель», по церковному календарю относящаяся к периоду Адвента — времени размышления о прошедшем и ожидания Рождества. Обработка «Славься, единый Бог в небесах» написана в трио-фактуре — форме с тремя обязательными (облигатными)  голосами, имеющими самостоятельное значение.

Монументальная «Дорийская» Токката и фуга ре минор — менее известна, чем её  знаменитая «тёзка», но по масштабу формы и глубине содержания сопоставима с его ораториями.

Хоральная партита «Христос, ты — светлый день» написана Бахом в раннем возрасте (около 1700 года в Люнебурге). В ней семь вариаций на семь куплетов хорального текста. Опираясь на опыт Г. Бёма, И.Г. Вальтера, И. Пахельбеля, Д. Букстехуде, Я.П. Свелинка, Бах поднял уровень хоральной партиты на новую высоту, а партиту «Sei gegrüßet Jesu gütig» («Будь прославлен, Иисус милосердный») многие исследователи считают кульминацией жанра.

Концерт А. Вивальди ре минор, переложенный для органа Бахом — яркий пример совершенного письма гения. Изящное вступление заканчивается торжественным переходом к фуге, на продолжительной теме которой выстраивается чёткая конструкция основного полифонического раздела Концерта. Средняя часть — лиричная Сицилиана, а завершается цикл стремительным финалом.

Программа концерта:

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)

Пассакалия и фуга до минор, BWV 582

Хоральная обработка «Nun komm, der Heiden Heiland» («Приди, язычников Спаситель»), BWV 659 из «18 Лейпцигских хоральных обработок»

Токката и фуга ре минор («Дорийская»), BWV 538

Хоральная обработка «Allein Gott in der Höh` sei Her`» («Славься, единый Бог в небесах»), BWV 676 из третьей части «Клавирных упражнений»

Хоральная партита «Christ, der du bist der helle Tag» («Христос, ты — светлый день»),

BWV 766

Иоганн Себастьян Бах — Антонио Вивальди (1678-1741)

Концерт ре минор, BWV 596:

Introduction — Fugue — Siciliana — Finale: Non allegro

Купить билет — http://artparking.org/product-category/kostelst/ 

27 марта, суббота, 19 часов

Концерт органной музыки

ВСПЫШКА РАДОСТИ

И.С. Бах, Ф. Мендельсон-Бартольди, С. Франк, З. Карг-Элерт, О. Мессиан

ФАРИДА НУРУЛЛОЕВА

(орган, Казань)

Программа концерта органистки из Казани Фариды Нуруллоевой включает в себя самые яркие страницы органной музыки. Прозвучат сочинения немецких и французских композиторов XVIII-XX веков.

Концерт откроет торжественная Прелюдия и фуга ми-бемоль мажор И.С. Баха, которую принято связывать  с образом Святой Троицы. Сочинение образует арочную конструкцию, обрамляющую третью часть «Клавирных упражнений», которую также называют «Органной мессой».

В органных сонатах Ф. Мендельсона-Бартольди собрана своеобразная антология барочных жанров и форм, связывающих его творчество с национальной традицией: прелюдия и фуга, хоральная партита, фуга на хорал, двойная фуга. В программе концерта — Соната № 4 си-бемоль мажор.

Хорал С. Франка ля минор — одно из последних сочинений композитора. В нём исследователи его творчества  видят символы образа Святого Духа. Это выражается в подвижной фактуре крайних разделов пьесы, создающей ощущение стремительного полёта.

«Принести ближним немного любви» — девиз творчества выдающегося французского композитора XX века О. Мессиана. Его сочинения светлы, они переливаются яркими звуковыми красками, поют простой, но утончённой песней и безмятежными голосами птиц. Он создал свой музыкальный мир, используя современные интонации и соответствующие средства музыкального языка. Цикл «Вознесение» (1933/34) — переложение номеров 1, 2, и 4 его же сочинения «L`Ascension» для оркестра (1932/33). 3-я часть написана специально для органа.

З. Карг-Элерт — немецкий композитор, органист и педагог рубежа XIX-XX веков. Наиболее известен его цикл «Шестьдесят шесть хоральных импровизаций для органа» (1909). Концерт завершится Канцоной и Токкатой из цикла «3 Симфонические канцоны». Возможно исполнение Токкаты с трубой ad libitum.

Программа концерта:

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)

Прелюдия и фуга ми-бемоль мажор, BWV 552

Феликс Мендельсон-Бартольди (1809-1847)

Соната № 4 си-бемоль мажор, op.65/4:

Allegro con brio — Andante religioso — Allegretto — Allegro maestoso

Сезар Франк (1822-1890)

Хорал № 3 ля минор, FWV 40

Оливье Мессиан (1908-1992)

Две части из цикла «L`Ascension» («Вознесение») для органа (1933/34):

«Alléluias sereins d`une âme qui désire le ciel»

(«Светлые Аллилуйи души, жаждущей Небес»)

«Transports de joie d`un âme devant la gloire du Christ qui est la sienne»

(«Вспышка радости в одной душе перед Славой Христа, которая принадлежит и ей»)

Зигфрид Карг-Элерт (1877-1933)

Канцона и Токката, op.85 № 1 из цикла «3 Симфонические канцоны»

Купить билет — http://artparking.org/product-category/kostelst/ 

28 марта, воскресенье, 16 часов

Концерт органной музыки

GRADUS AD PARNASSUM

Н. Брунс, И.С. Бах, А. Вивальди, С. Франк, Ф. Лист, М. Дюпре

Лауреат международных конкурсов

доцент Санкт-Петербургской государственной консерватории

ЮЛИЯ ГЛАЗКОВА

и её ученики:

Лауреаты и дипломанты международных конкурсов

ЭЛЬДАР АБДУРАМАНОВ

СЕРГЕЙ БУСЛОВ

АННА КИРИЛЛОВА

ИЛЬЯ ЛИХОВИДОВ

ДАНИИЛ СВИДЛЕР

(орган, Санкт-Петербург)

Программа концерта класса доцента Санкт-Петербургской консерватории Юлии Глазковой удивит яркостью и изощрённостью репертуара. Прозвучат сочинения композиторов Германии, Франции и Венгрии XVII-XX веков.

Концерт начнётся с блестящей Прелюдии соль мажор предшественника И.С. Баха — Н. Брунса. Выдающийся музыкант, исполнитель на нескольких инструментах, композитор создал для органа всего несколько произведений. Написанные в «stylus fantasticus», насыщенные музыкально-риторическими фигурами, сочинения увлекают своей безудержной энергией.

Прелюдия и фуга ре минор — одно из ранних сочинений И.С. Баха. Фуга написана в блестящем концертном стиле. Это обработка его собственного сочинения — фуги из Сонаты соль минор для скрипки соло, созданной несколькими годами ранее.

Прозвучит Концерт А. Вивальди ля минор, переложенный для органа Бахом. Он имеет трёхчастную структуру, с подвижными виртуозными крайними частями и спокойным средним разделом.

С. Франк — выдающийся французский органист и композитор бельгийского происхождения. Его органные композиции, написанные в позднеромантическом стиле, стали предшественниками масштабных сочинений Ш.-М. Видора, Л. Вьерна, М. Дюпре. После двенадцатилетнего перерыва в органном творчестве, на последнем году жизни Франк создаёт три Хорала для органа, которые справедливо называют духовным завещанием композитора. Хорал № 1 ми мажор ассоциируется с образом Бога-отца.

Блестящий виртуоз-импровизатор, композитор и органист М. Дюпре — автор многочисленных сочинений для органа в различных жанрах. Его Прелюдии и фуги, op.7 были опубликованы в 1920 году, каждая из трёх частей посвящена памяти коллег-органистов. Дюпре отдавал предпочтение Прелюдии и фуге соль минор, регулярно исполняя её в концертах на бис.

Своеобразным музыкальным приношением Баху является Прелюдия и фуга на тему BACH Ф. Листа, в которой буквально звучит фамилия великого композитора, зашифрованная «музыкальным алфавитом». Лист по-новому трактует жанр Прелюдии и фуги, наполняя его романтической окраской. Эта виртуозная фантазия была создана им в 1855 году и навсегда вошла в «золотой фонд» органного репертуара.

Программа концерта:

Николаус Брунс (1665-1697) 

Прелюдия соль мажор

Исп.: Анна Кириллова

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)

Прелюдия и фуга ре минор, BWV 539

Исп.: Илья Лиховидов

Иоганн Себастьян Бах — Антонио Вивальди (1678-1741)

Концерт ля минор, BWV 593 в трех частях:

(I часть) — Adagio — Allegro

Исп.: Даниил Свидлер

Сезар Франк (1822-1890)

Хорал № 1 ми мажор, FWV 38

Марсель Дюпре (1886-1971)

Прелюдия и фуга соль минор, ор.7 № 3

Исп.: Эльдар Абдураманов

Ференц Лист (1811-1886)

Прелюдия и фуга на тему BACH, S.260

Исп.: Юлия Глазкова

Купить билет — http://artparking.org/product-category/kostelst/