ОРГАННЫЕ КОНЦЕРТЫ — АВГУСТ 2021

4 августа, среда, 19 часов

Концерт музыки для органа и оттавино

МУЗЫКА БАРОККО. ОРГАН И ОТТАВИНО

Дж. Фрескобальди, И.Г. Керль, Д. Букстехуде, И. Пахельбель, И.С. Бах

МАРГАРИТА ЕСЬКИНА

(орган, оттавино, (Москва))

Необычайная возможность услышать и сравнить особенности исполнения на двух клавирных инструментах будет у слушателей концерта московской органистки Маргариты Еськиной. Прозвучит музыка эпохи барокко.

На органе будут исполнены сочинения Д. Букстехуде, И.С. Баха и И.Г. Керля. В наследии Букстехуде ведущую роль занимают свободные композиции — Прелюдии (Токкаты, Преамбулы), по музыкальному строению и языку схожие с сочинениями южноевропейских мастеров, прежде всего Дж. Фрескобальди и И.Я. Фробергера. Откроет концерт Прелюдия, фуга и чакона до мажор Букстехуде.

Прозвучат два ранних произведения Баха для клавира. В XVII-XVIII веках «клавир» — общее название для клавишных музыкальных инструментов — клавикорда, клавесина, органа и их разновидностей. Ария с вариациями в итальянской манере была сочинена в Веймаре в 1709, а Соната ре мажор «В подражание курице и кукушке» в Арнштадте  в 1704 году.

И.К. Керль учился в Риме у Дж. Кариссими и вероятно, у Дж. Фрескобальди. В разные периоды жизни он жил при мюнхенском и венском дворах. Керль познакомил мюнхенцев с новым для них итальянским концертным церковным стилем. В венский период жизни он приобрёл известность как клавирист. В 1658 году Леопольд I был восхищён искусством органной импровизации Керля, выступавшего на его коронации. В Вене Керль служил органистом собора св. Стефана. В программе концерта — его Каприччио «Ку-ку».

Средняя часть программы прозвучит на редчайшем инструменте — клавесине-оттавино. Это очень маленький вирджинал (английский клавесин с одной клавиатурой), звучащий на октаву выше, который можно использовать как отдельный инструмент или присоединить к большому вирджиналу в качестве второй клавиатуры. На нём будет исполнена музыка немецких и итальянских мастеров XVII века: И. Пахельбеля и Дж. Фрескобальди.

В заключительной части концерта — вновь два сочинения Баха: изощрённая Хоральная фантазия «Ах, Господь и Господин» и знаменитая Пассакалия и фуга до минор. В вариациях на повторяющуюся тему разворачивается картина шествия с трагедийными эпизодами и торжественным апофеозом-прояснением в конце.

Программа концерта:

Дитрих Букстехуде (1637-1707)

Прелюдия, фуга и чакона до мажор, BuxWV 137

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)

Aria variata alla maniera Italiana («Ария с вариациями в итальянской манере»), BWV 989

Иоганн Гаспар Керль (1627-1693)

Каприччио «Cucu» (Каприччио «Ку-ку»)

Иоганн Себастьян Бах

Соната All’ imitatio Gallina Cuccu («В подражание курице и кукушке»), BWV 963

Джироламо Фрескобальди (1583-1643)

Токката

Cento partite sopra Passacagli (Первая книга токкат, 1637)

Иоганн Пахельбель (1653-1706)

Чакона фа мажор, P.42

Иоганн Себастьян Бах

Хоральная фантазия «Ach, Gott und Herr» («Ах, Господь и Господин»), BWV 714

Пассакалия и фуга до минор, BWV 582

Купить билет — http://artparking.org/product-category/kostelst/ 

7 августа, суббота, 19 часов

Концерт органной музыки

И.С. БАХ. СЕМЬ ИТАЛЬЯНСКИХ КОНЦЕРТОВ

Иоганн Себастьян Бах

Лауреат международных конкурсов

КОНСТАНТИН ВОЛОСТНОВ

(орган, Москва)

7 августа в храме св. Станислава состоится концерт победителя международных конкурсов, обладателя премий за лучшее исполнения музыки эпохи барокко московского органиста Константина Волостнова.

Веймарский период Баховского творчества был ознаменован не только появлением внушительного числа знаковых сочинений для органа, но и его знакомством с жанром инструментального концерта в творчестве итальянских композиторов. Здесь чрезвычайно наглядно проявилась известная способность Баха воспринимать окружающие музыкальные явления, проникаться ими и развивать таким образом собственный музыкальный стиль. Он был столь увлечён новыми открытиями, что создал более двадцати переложений оркестровой музыки для клавесина и органа, основная часть которой принадлежала перу уже прославленного тогда Антонио Вивальди. Также в распоряжении композитора оказались ноты концертов Алессандро и Бенедетто Марчелло, опусы Георга Телеманна и юного Эрцгерцога Саксен-Веймарского Иоганна Эрнста, рано умершего и обладавшего очевидным композиторским даром.

Уникальность программы концерта заключается в исполнении практически не звучащих сегодня клавирных обработок из Баховского наследия. Стоит отметить, что рукопись-первоисточник концертов на своём титульном листе содержит указание на возможность исполнения данной музыки на органе. Здесь как нигде мы видим родство клавесинного и органного стиля у Баха. Оркестровые приёмы мастерски переложены, исходя из возможностей органа. Динамика сочинений, гибкость линий, блестящая виртуозность, проникновенные интонации, театральная драматургия — полностью сохраняются в транскрипции.

В программу вечера Константин Волостнов включил 7 концертов, предоставляющих исполнителю редкую свободу в выборе разнообразных органных красок и музыкальных образов.

Программа концерта:

Концерт соль минор, BWV 975 (по концерту А. Вивальди RV 316):

Allegro-Largo-Giga: Presto

Концерт до мажор, BWV 976 (по концерту А. Вивальди RV 265):

Allegro-Largo-Allegro

Концерт фа мажор, BWV 978 (по концерту А. Вивальди RV 310):

Allegro-Largo-Allegro

Концерт си минор, BWV 979 (по скрипичному концерту Дж. Торелли):

(Adagio) Allegro-Adagio-Allegro (Grave)-Andante-Adagio-Allegro

Концерт си-бемоль, мажор BWV 982 (по концерту Иоганна Эрнста, op.1/1):

(Allegro)-Adagio (Allegro)-Allegro

Концерт до мажор, BWV 984 (по концерту Иоганна Эрнста):

(Allegro)-Adagio e affetuoso-Allegro assai

Концерт ре минор, BWV 987 (по концерту Иоганна Эрнста, op.1/4):

Grave (Presto) Grave-Allegro-Adagio-Vivace

Купить билет — http://artparking.org/product-category/kostelst/ 

11 августа, среда, 19 часов

Концерт органной музыки

ПОД НЕБОМ ПАРИЖА

С. Франк, Э. Жигу, Л. Боэльман, Л. Вьерн, Ш. Турнемир

Лауреат международных конкурсов

АННА ЮРКОВА

(орган, Москва)

В программе московской органистки Анны Юрковой — сочинения парижских композиторов эпохи романтизма.

Откроют концерт «Вестминстерские колокола» из цикла «24 пьесы в фантастическом стиле» Л. Вьерна. Это токката, музыка которой отличается особой жизнерадостностью, искромётной фантазией, яркой регистровкой.

С. Франк — выдающийся французский органист и композитор бельгийского происхождения. Его органные композиции, написанные в позднеромантическом стиле, стали предшественниками масштабных сочинений Ш.-М. Видора, Л. Вьерна, М. Дюпре. После двенадцатилетнего перерыва в органном творчестве, на последнем году жизни Франк создаёт «Три хорала» для органа, которые справедливо называют «духовным завещанием» композитора. Он трактует этот жанр как философско-религиозное размышление (в отличие от хорала эпохи барокко, когда в основе лежит церковное песнопение). Это помогает ему раскрыть все регистровые возможности уникального типа инструмента — французского симфонического органа. В Хорале № 3 ля минор исследователи творчества Франка видят символы образа Святого Духа. Это выражается в подвижной фактуре крайних разделов пьесы, создающей ощущение стремительного полёта. Знаменитая Прелюдия, фуга и вариация относится к циклу «Шесть пьес» для органа. Произведение посвящено известному французскому композитору К. Сен-Сансу. В 1878 году Франк пишет свой второй большой цикл — «Три пьесы» для органа. Его открывает Фантазия ля мажор. В ней драматичные эпизоды контрастируют с радостными и торжественными.

Между сочинениями Франка прозвучат изящные пьесы «Молитва» Л. Боэльмана из знаменитой «Готической сюиты» и Менуэт Э. Жигу.

Ш. Турнемир учился у Франка, Видора и д`Энди. Он сменил Франка на посту органиста парижского собора св. Клотильды. При жизни был известен как блестящий исполнитель и импровизатор. Любую музыку, которая не служила бы восхвалению Господа, он считал совершенно бесполезной. В заключение концерта — Хоральная импровизация «Да приносят христиане хвалу Пасхальной жертве» Турнемира.

Программа концерта:

Луи Вьерн (1870-1937)

«Вестминстерские колокола» из «24 пьес-фантазий», op.54, № 6

Сезар Франк (1822-1890)

Хорал № 3 ля минор, FWV 40

Леон Боэльман (1862-1897)

«Молитва к Богоматери» из «Готической сюиты» 

Сезар Франк 

Фантазия ля мажор, FWV 35

Эжен Жигу (1844-1925)

Менуэт из цикла «10 пьес» для органа 

Сезар Франк

Прелюдия, фуга и вариация, ор.18  

Шарль Турнемир (1870-1939)

Хоральная импровизация «Victimae paschali laudes» («Да приносят христиане хвалу Пасхальной жертве») (1930)

Купить билет — http://artparking.org/product-category/kostelst/ 

14 августа, суббота, 19 часов

Концерт органной музыки

МРАЧНЫЙ РЫЦАРЬ

А.Г. Риттер, Ф. П. Лахнер, Г.А. Меркель, И. Брамс, Й.Г. фон Райнбергер, М. Регер

Лауреат международных конкурсов

МИХАИЛ КАТАЛИКОВ

(орган, Москва)

Программа концерта московского органиста Михаила Каталикова посвящена творчеству немецкого композитора XIX века Августа Готфрида Риттера (фамилия Риттер в переводе с немецкого языка обозначает «рыцарь»).

Риттер — создатель четырёх Сонат для органа, и его, наряду с Ф. Мендельсоном, принято считать создателем этого музыкального жанра. Необыкновенно разнообразные сочинения ярко и непосредственно передают романтический дух эпохи. В отличие от Сонат Мендельсона, произведения Риттера не делятся на части, а представляют собой развёрнутые монолитные пьесы, чаще драматичного характера. В программе концерта прозвучат первые три Сонаты из четырёх. Во время написания Сонаты № 3  ля минор композитор консультировался с Ф. Листом и посвятил сочинение выдающемуся композитору.

В программу концерта включены  ещё несколько интересных произведений композиторов Германии.

Одиннадцать хоральных прелюдий И. Брамса — сочинения зрелого мастера. Хорал для него, как и для многих композиторов-романтиков, являлся художественным символом духовности, концентрированным выражением наиболее личного и откровенного. Будут исполнены две хоральные обработки из цикла.

Прозвучат отдельные части из Сонат Г.А. Меркеля и Ф.П. Лахнера, ярких представителей немецкой романтической школы. Ф.П. Лахнер — композитор и капельмейстер, автор более чем 200 сочинений. В оркестровых произведениях проявил себя мастером контрапункта. В симфонической и камерной музыке считается последователем И.С. Баха, Г.Ф. Генделя, Ф. Шуберта. Один из основателей жанра оркестровой сюиты. Живя в Вене, был дружен с Шубертом, встречался с Л. ван Бетховеном. В 1836-1867 гг. — главный дирижёр Баварской оперы, одновременно в 1852-1865 гг. — главный музыкальный директор в Мюнхене. Среди его учеников, в том числе, Й.Г.фон Райнбергер. Г.А. Меркель — ученик Р. Шумана и К.Г. Райсигера. В его композиторском наследии девять органных Сонат и несколько десятков органных миниатюр. В этих работах можно заметить влияние Мендельсона и Райнбергера.

Мюнхенский композитор, органист и педагог Райнбергер известен, прежде всего, благодаря своему органному творчеству. Он написал 20 сонат для органа соло, два концерта для органа с оркестром, множество сочинений для камерных составов. Его музыку отличает красота контрапунктических линий, выразительность мелодий, совершенство формы. Будет исполнена миниатюра «Импровизация», op.174.

Органное творчество М. Регера — яркая и значительная часть в истории органного искусства. Композитор создавал произведения для нового типа инструмента — симфонического органа, обладающего более обширными звуковыми и динамическими возможностями. Он является автором множества органных опусов, написанных как в барочных, так и в романтических жанровых традициях. В программе концерта — Скерцо, op.65.

Программа концерта:

Август Готтфрид Риттер (1811-1885)

Органная соната № 1 ре минор, op.11 (1845)

Иоганнес Брамс (1833-1897)

Две хоральные обработки из цикла «11 хоральных обработок», op.122:

«Herzliebster Jesu» («Возлюбленный Иисус»)

«Herzlich tut mich erfreuen» («Радостно мне»)

Август Готтфрид Риттер

Соната для органа № 2 ми минор, op.19 (1850)

Йозеф Габриэль фон Райнбергер (1839-1901)

«Импровизация» из цикла «Miscellaneen», op.174

Густав Адольф Меркель (1827-1885)

Allegro risoluto из Сонаты для органа № 5

Макс Регер (1873-1915)

Скерцо из цикла «12 пьес» для органа, op.65

Франц Пауль Лахнер (1803-1890)

Andante из Сонаты для органа № 1 фа минор, op.175

Август Готтфрид Риттер

Соната для органа № 3 ля минор, op.23 (1855)

Купить билет — http://artparking.org/product-category/kostelst/ 

18 августа, среда, 19 часов


Концерт органной и камерной музыки для гитары и органа

ТРУБЫ И СТРУНЫ. ОРГАН И ГИТАРА

И.С. Бах, Ф. Лист, Л. Вьерн, М. Дюпре, Х. Родриго, А. Пьяццолла, Д. Бородаев

Лауреаты международных конкурсов

ЕЛИЗАВЕТА  БОРОДАЕВА (орган)

ДМИТРИЙ БОРОДАЕВ (гитара)

(Москва)

В программе московских музыкантов Елизаветы Бородаевой (орган) и Дмитрия Бородаева (гитара) — сочинения для органа соло и ансамбля двух инструментов.

Для органа соло прозвучат произведения И.С. Баха, Ф. Листа, Л. Вьерна и М. Дюпре. Откроет концерт Прелюдия и фуга си минор Баха — поздний опус драматического характера, созданный в Лейпциге между 1727 и 1736 годами.

Своеобразным музыкальным приношением Баху является Прелюдия и фуга на тему BACH Ф. Листа, в которой буквально звучит фамилия великого композитора, зашифрованная «музыкальным алфавитом». Лист по-новому трактует жанр прелюдии и фуги, наполняя его романтической окраской.

Блестящий виртуоз-импровизатор, композитор и органист М. Дюпре — автор многочисленных сочинений для органа в различных жанрах. Его Прелюдии и фуги, op.7 были опубликованы в 1920 году. Каждая из них посвящена памяти коллег-органистов. Прелюдия и фуга си мажор — брату Луи Вьерна Рене, органисту Нотр-Дам де Шам, убитому на войне. В Прелюдии имитируется колокольный перезвон, а фуга — яркий пример виртуозной органной музыки.

Перу Л. Вьерна принадлежат шесть Симфоний для органа, в которых проявляется его стиль: стремление к монотематизму, острые хроматические гармонии и обилие диссонансов, владение техникой контрапункта и колористической палитрой. Первые три симфонии принадлежат к довоенному периоду в творчестве композитора; в них он ищет формы самовыражения, постепенно отдаляясь от эстетики своих учителей — С. Франка, Ш.-М. Видора и А. Гильмана. В программе концерта две части из Симфонии № 3 фа-диез минор.

Прозвучат три сочинения в редком сочетании гитары и органа. Два из них — транскрипции оркестровых произведений.

Хоакин Родриго —  испанский композитор, один из крупнейших деятелей мировой музыки XX века. В 1940 году состоялась премьера Аранхуэсского концерта Родриго для гитары с оркестром, принёсшего ему большую известность. Адажио — 2-я часть, благодаря которой Концерт и приобрёл популярность. Главная тема в исполнении английского рожка представляет собой аллюзию на саэту — андалузское паралитургическое глубокоэмоциональное песнопение, исполняемое во время религиозных процессий на Страстную неделю. Саэта исполняется обычно в импровизационной форме солирующим певцом или певицей, стоящими на балконе в то время, как внизу проходит процессия.

«Забвение» («Oblivion») — одно из самых популярных танго аргентинского композитора А. Пьяццоллы. Оно стало широко известно благодаря саундтреку к фильму итальянского режиссёра М. Беллоккьо «Генрих IV, Безумный король» по пьесе Л. Пиранделло, вышедшему в 1984 году. Небольшое произведение Пьяццоллы было записано во многих версиях, в том числе для скрипки, трубы, кларнета, гобоя с оркестром. Сочинение было инструментальным, но поэт Ж. Клерк написал к нему французский стихотворный текст, и песня была записана многими известными певцами. Пьяццолла был номинирован на премию «Грэмми» 1992 года за это произведение в категории «Лучшая инструментальная композиция».

В заключение концерта — Сюита «Арабески», написанная Д. Бородаевым специально для ансамбля гитары и органа. Ключевым интонационным элементом произведения является орнамент и его преломление в разных формах и типах движения. Вступление в импровизационной манере передает красочность мавританских узоров — арабесок. Музыка имеет медитативно-созерцательный характер. Следующее за вступлением фугато написано в традициях органных мастеров XVII-XVIII веков, однако имеет интонационную и метрическую основу, несущую арабский колорит. Виртуозная Токката завершает Сюиту, изобилуя ритмическими сбивками, орнаментикой и характерными для восточных инструментов тембрами и приёмами игры.

Программа концерта:

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)

Прелюдия и фуга си минор, BWV 544

Хоакин Родриго (1901-1999)

Адажио из Аранхуэсского концерта для гитары с оркестром (1939) (транскрипция для гитары и органа Елизаветы Бородаевой)

Ференц Лист (1811-1886)

Прелюдия и фуга на тему BACH, S.260

Астор Пьяццолла (1921-1992)

«Oblivion» («Забвение») (транскрипция для гитары и органа Дмитрия Бородаева)

Марсель Дюпре (1886-1971)

Прелюдия и фуга си мажор, ор.7 № 1

Луи Вьерн (1870-1937)

Cantilène и Final из Симфонии для органа № 3 фа-диез минор, ор.28

Дмитрий Бородаев (род.1985)

Сюита «Арабески» для гитары и органа

Купить билет — http://artparking.org/product-category/kostelst/ 

21 августа, суббота, 19 часов

Концерт органной музыки

БАХ И МУЗЫКА ДЛЯ СИМФОНИЧЕСКОГО ОРГАНА

И.С. Бах, А. Гильман, Л. Вьерн, М. Дюрюфле

Лауреат международных конкурсов

ОЛЬГА КЕМОВА

(орган, Москва)

В программе концерта московской органистки Ольги Кемовой — музыка И.С. Баха и французских композиторов XIX-XX веков.

Концерт откроется Маршем А. Гильмана на тему Хора «Lift up your heads» из оратории «Мессия» Г.Ф. Генделя. Гильман — французский композитор, органист и педагог, один из основателей парижской школы Schola Cantorum. Он сочинял преимущественно для органа. Сонаты Гильмана предвосхитили появление жанра Органной симфонии. Также в программе концерта его транскрипция — Вступление к Кантате № 29 «Мы благодарим Тебя, Господь» И.С. Баха.

Знаменитый исследователь жизни и творчества Баха А. Швейцер назвал его цикл из 46 хоральных обработок «Органная книжечка» «антологией баховского музыкального языка». Каждая из миниатюр представляет собой совершенный с точки зрения техники и стиля образец барочной органной музыки. Прозвучат несколько хоральных обработок из этого сборника, знаменитая Токката и фуга ре минор, а также Ария из Оркестровой сюиты № 3 в транскрипции для органа.

Л. Вьерн 37 лет проработал на посту органиста собора Нотр-Дам в Париже. На создание сочинений его вдохновлял новый тип инструмента, созданный органостроителем А. Кавайе-Коллем, который значительно расширил диспозицию органа. Он ввёл в неё тембры, имитирующие инструменты симфонического оркестра и явления природы. Симфония № 1 была написана в 1899 году и посвящена Гильману. Будут исполнены три части из неё: Скерцо, Адажио и Финал.

М. Дюрюфле — французский композитор и органист, один из выдающихся представителей основанной С. Франком и Ш.-М. Видором французской органной школы.

В его произведениях ощутимо влияние позднего романтизма, импрессионизма и григорианского хорала. Творчество Дюрюфле отличается высоким мастерством и оригинальностью. Среди его сочинений выделяется Сюита, op.5 (1932), которая считается шедевром французской органной музыки. Ярким финалом концерта станет грандиозная Токката, в которой во всём блеске предстанут возможности симфонического органа.

Программа концерта:

Александр Гильман (1837-1911)

Марш на тему Генделя, op.15

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)

Хоральные прелюдии из «Органной книжечки»

Вступление к Кантате № 29 «Wir danken Dir Gott» («Мы благодарим Тебя, Господь») (транскрипция для органа Александра Гильмана)

Ария из Оркестровой сюиты № 3 ре мажор, BWV 1068

Токката и фуга ре минор, BWV 565

Луи Вьерн (1870-1937)

Три части из Симфонии для органа № 1 ре минор, op.14:

Скерцо

Адажио

Финал

Морис Дюрюфле (1902-1986)

Сюита, ор.5:

Прелюдия

Сицилиана

Токката

Купить билет — http://artparking.org/product-category/kostelst/ 

25 августа, среда, 19 часов

Концерт органной музыки

ВОКРУГ ЕВРОПЫ

А. Вивальди-И.С. Бах, А. Дворжак, А.Л. Пис, Б.О.Ш. Мо, Х-А. Штамм

Лауреат международных конкурсов

НАТАЛЬЯ МИХАЙЛОВА

(орган, Санкт-Петербург)

В программе концерта петербургской органистки Натальи Михайловой — сочинения европейских композиторов XVIII-XXI веков.

Концерт А. Вивальди ля минор, переложенный для органа Бахом, увлекает своей огненной энергией. Он имеет трёхчастную структуру, с подвижными виртуозными крайними частями и спокойным средним разделом. Сочинение столь популярно у слушателей органных концертов, что его смело можно включить в «золотую коллекцию» шедевров органной музыки, наряду с Токкатой и фугой ре минор.

Бенна Олуфин Шарлотта Мо — датская органистка, пианистка, певица и композитор XX века. Она не получила академического музыкального образования, но была очень талантлива. Когда в 1915 году ей представилась возможность пройти прослушивание в качестве органистки в Музыкальной академии, экзаменаторы оценили её умение играть на «отлично».  Мо сочиняла для фортепиано, органа, камерных ансамблей и оркестра. Сильная сторона её сочинений заключается в мелодической изобретательности и непревзойдённом таланте к импровизации. Самое известное сочинение — балет «Hybris» («Гордыня»), премьера которого состоялась в Копенгагене в 1930 году. В 1929 году американским издательством была опубликована часть её работ, в том числе «Альпийская сюита» для органа.

Альберт Листер Пис — известный английский органист, пианист и композитор. Он работал во многих церквях Англии и Шотландии, а его выступления  всегда проходили с неизменным успехом. Репертуар Писа включал в себя почти всю органную литературу, в том числе благодаря его идее расширения педальной клавиатуры. Он сочинял духовную и светскую музыку для органа, оркестра, хора. В программе концерта — Концертная фантазия на шотландские темы.

Самая известная Симфония чешского композитора XIX века Антонина Дворжака — № 9 «Из Нового Света» — была написана во время пребывания композитора в США. Это наиболее исполняемое произведение мирового репертуара. Дворжак интересовался негритянской (спиричуэлы) и индейской музыкой, и основываясь на её особенностях, сочинял свою. В газетном интервью 1893 года можно прочитать: «Я обнаружил, что музыка негров и индейцев практически идентична», «музыка этих двух рас имела поразительное сходство с музыкой Шотландии». Большинство исследователей сходятся в том, что композитор имеет в виду пентатонику, типичную для музыкальных традиций всех этих народов. Вторую часть Симфонии — Largo — Дворжак называл «Легендой». Её образы связаны с бесконечными просторами прерий. По словам композитора, эта печальная музыка была навеяна плачем Гайаваты по его возлюбленной. Посреди болезненной меланхолии солирует английский рожок. Вся часть, однако, завершается светло и оптимистично.

Музыка ныне живущего немецкого композитора Х.-А. Штамма всё чаще звучит на органных концертах. В заключение концерта будет исполнено его популярная «Кельтская токката».

Программа концерта:

Антонио Вивальди (1678-1741) — Иоганн Себастьян Бах

Концерт ля минор, BWV 593:

Tempo giusto — Adagio — Allegro

Бенна Олуфин Шарлотта Мо (1897-1983)

«Альпийская сюита»

Альберт Листер Пис (1844-1912)

Концертная фантазия на шотландские мелодии

Антонин Дворжак (1841-1904)

Largo из Симфонии № 9 «Из Нового Света»

(транкрипция для органа Генри Клаф-Лайтера)

Ханс-Андрэ Штамм (род.1958)

Toccata alla celtica («Кельтская токката»)

Купить билет — http://artparking.org/product-category/kostelst/ 

28 августа, суббота, 19 часов

Концерт органной музыки

В МИРЕ НЕМЕЦКОЙ РОМАНТИКИ

Ф. Мендельсон-Бартольди, Р. Шуман, И. Брамс Г.А. Меркель, Й.Г.фон Райнбергер

Дипломантмеждународных конкурсов

МАРИНА ВЯЙЗЯ

(орган, Санкт-Петербург)

Очутиться в мире немецкой романтики приглашает петербургская органистка Марина Вяйзя.

И. Брамс соединил в своём творчестве стилевые особенности двух эпох: строгость барочной формы и романтическую эмоциональность. Прелюдия и фуга соль минор — одно из его известных сочинений для органа. Прозвучат две версии хоральной обработки «Стремлюсь я душою к блаженному концу» из цикла «Одиннадцать хоральных обработок», op.122. Хоральная обработка № 9 —  своеобразная драматическая кульминация опуса. Здесь сконцентрирован «эффект скорби»: остинатность равномерного движения восьмых звучит как биение последних секунд отведённого человеку времени. После краткого светлого мажорного эпизода, неумолимое остинато мягко, но настойчиво продолжает своё замедляющееся и постепенно останавливающееся движение.

В органных Сонатах, op.65 Ф. Мендельсона собрана антология барочных жанров и форм, связывающая его творчество с национальной традицией. Свидетельством тесной связи композитора с немецкими музыкальными корнями, в том числе с Бахом, можно считать и его частое обращение к протестанскому хоралу. В программе концерта — Соната № 2 до минор и № 5 ре мажор.

Продолжит погружение в романтическую эпоху Пассакалия из Сонаты № 8 ми минор  Й.Г.фон Райнбергера. Его имя неразрывно связано с творческой жизнью Мюнхена второй половины XIX века. Он приобрёл известность, прежде всего благодаря своему органному творчеству: 20 сонатам для органа соло, двум концертам для органа и оркестра и камерным сочинениям для органа и разных инструментов. Музыка Райнбергера увлекает красотой контрапунктических линий, мелодической изобретательностью, совершенством формы.

«6 этюдов в канонической форме» были сочинены Р. Шуманом для педального фортепиано — инструмента, оснащенного специальной педальной установкой с комплектом струн. В программе концерта три миниатюры, исполненные лирики и поэтичности.

Г.А. Меркель — выдающаяся фигура немецкой романтической органной музыки, ученик Р. Шумана и К.Г. Райсигера. В его композиторском наследии девять органных Сонат, Первая из которых написана для двух органистов (op.30), и несколько десятков органных миниатюр (некоторые из них были написаны на темы протестантских гимнов). В этих работах можно заметить влияние Мендельсона и Райнбергера. В заключение концерта — его Вариации, op.45.

Программа концерта:

Иоганнес Брамс(1833-1897)

Прелюдия и фуга соль минор, WoO 10

Феликс Мендельсон-Бартольди (1809-1847)

Соната № 2 до минор, op.65:

Grave-Adagio-Allegro maestoso e vivace-Fuga: Allegro moderato

Иоганнес Брамс

Две хоральные обработки, op.122:

«Herzlich tut mich verlangen» («Стремлюсь я душою к блаженному концу»), №№ 9, 10

Феликс Мендельсон-Бартольди

Соната № 5 ре мажор, op.65:

Andante-Andante con moto-Allegro maestoso

Йозеф Габриэль фон Райнбергер (1839-1901)

Пассакалия из Сонаты № 8 ми минор, oр.132

Роберт Шуман (1810-1856)

Четыре пьесы (№№ 1-4) из «Шести этюдов в форме канона»

для фортепиано с педалью, oр.56

Густав Адольф Меркель (1827-1885)

Вариации, oр.45 на тему Сонаты ми мажор, oр.109 Л.ван Бетховена

Купить билет — http://artparking.org/product-category/kostelst/