АПРЕЛЬ 2021 — II ПАСХАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ «SURREXIT DOMINUS!»

II ПАСХАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ «SURREXIT DOMINUS!»

(«ХРИСТОС ВОСКРЕС!»)

4 апреля 2021, воскресенье, 16 часов

Органный концерт

ЛИКУЙ, ВСЯ ЗЕМЛЯ!

И.С. Бах, А. Вивальди, А. Марчелло, В.А. Моцарт, Ш.-М. Видор

Лауреат международных конкурсов

НАТАЛЬЯ МИХАЙЛОВА
(орган, Санкт-Петербург)

Программа праздничного пасхального концерта петербургской органистки Натальи Михайловой составлена из сочинений композиторов XVIII–XIX веков. Она объединяет разные национальные школы: итальянское барокко (А. Вивальди и А. Марчелло), немецкое барокко (наряду с И.С. Бахом представленное герцогом Саксен-Веймарским Иоганном Эрнстом IV), венский классицизм (В.А. Моцарт) и французский романтизм (Ш. Гуно и Ш.-М. Видор).

Большую часть программы составляют барочные концерты. Этот жанр был очень популярен в то время.

Следует особо отметить соседство двух имен в отдельных произведениях. В эпоху барокко отношение к чужой музыке было иным, чем в наше время. В музыке ренессанса, барокко и даже классицизма индивидуальное творчество в некоторой мере осознавалось как вклад в общекультурное наследие, являющееся достоянием всех. Поэтому и брать материал из этого общедоступного фонда для своего творчества считалось нормой. Метод заимствования получил название пародии, но не в современном иронически-высмеивающем понимании, а в значении творческого диалога, в котором к уже сказанному добавлялись всё новые грани. Одним из известнейших подобных примеров является Ave Maria — прекрасная духовная ария, мелодия которой была сочинена Ш. Гуно в XIX веке в гармоничном соответствии с аккомпанементом — Прелюдией до мажор И.С. Баха из I тома Хорошо темперированного клавира, написанной столетием раньше.

Отчасти с этим принципом соотносятся и органные обработки концертов, изначально написанные для солирующего инструмента с оркестром. Универсализм Баха, поднимающий его на недосягаемую высоту в истории всей европейской музыки, выработался и посредством изучения национальных музыкальных школ. Все органные и значительная часть его клавирных концертов являются транскрипциями (обработками) концертов итальянских композиторов — законодателей этого жанра: А. Вивальди, А. Марчелло и др. Имя герцога Саксен-Веймарского осталось в истории музыки во многом благодаря Баху. Герцог прожил короткую жизнь с трагической развязкой — скончался в восемнадцатилетнем возрасте после продолжительной болезни. Он был талантливым скрипачом, а кроме этого занимался у веймарского органиста И.Г. Вальтера, коллеги и друга Баха. Результатом занятий стали сочинения, в том числе концерты для скрипки с оркестром. Шесть из них впоследствии издал Г.Ф. Телеман, а два — обработал для органа Бах. Именно его обработки сохранили до наших дней память о веймарском герцоге.

Программа концерта:

Антонио Вивальди (1678-1741) — Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)

Концерт ля минор, BWV 593:

Tempo giusto — Adagio — Allegro

Алессандро Марчелло (1669-1747)
Адажио из Концерта для гобоя с оркестром ре минор, S. Z799

Иоганн Себастьян Бах

Концерт соль мажор

(обработка концерта Иоганна Эрнста IV Саксен-Веймарского), BWV 592a:

Tempo giusto GravePresto

Иоганн Себастьян Бах — Шарль Гуно (1818-1893)

Ave Maria

Антонио Вивальди — Иоганн Себастьян Бах

Концерт фа мажор, BWV 978:

Tempo giusto — Largo — Allegro

Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791)

Фантазия фа минор (Adagio — Allegro), KV 594

Шарль-Мари Видор (1844-1937)
Токката изОрганной симфонии №.5, оp.42, № 1

Купить билет — http://artparking.org/product-category/kostelst/ 

10 апреля, суббота, 19 часов

Концерт органной и камерной музыки для скрипки и органа

ИТАЛЬЯНСКИЕ МАСТЕРА И БАХ

Б. Сабадини, Дж.Б. Перголези, Ф. М. Верачини, А. Вивальди, И.С. Бах

Дипломант международного конкурса

АНДРЕЙ ШЕЙКО (орган)

Лауреат международного конкурса

ЛАДА МОРОЗОВА (скрипка)

(Москва)

Программа московского дуэта Лады Морозовой (скрипка) и Андрея Шейко (орган) составлена из произведений Иоганна Себастьян Баха и итальянских композиторов XVIII века. Прозвучат оригинальные сочинения для органа и переложения для ансамбля.

Б. Сабадини известен как автор опер, но в своём творчестве обращался и к органу. Его Преамбула торжественно откроет концерт.

Д.Б. Перголези — представитель Неаполитанской школы, значительно повлиявший на развитие оперы-буффа (комической оперы). Наиболее известным его произведением является кантата «Stabat Mater», повествующая о страданиях Девы Марии во время распятия Иисуса Христа. Прозвучит его Сицилиана ми минор.

Ф.М. Верачини был скрипачом-виртуозом и композитором. Существует легенда о том, что известный музыкант Дж. Тартини, услышав игру Верачини, был поражён его техникой и разочарован в собственной. Он отказался от предложенного ему места в оркестре и поспешил совершенствовать своё мастерство. В дуэте прозвучит Largo фа-диез минор.

Ансамблем скрипки и органа будут исполнены два сочинения знаменитого А. Вивальди: Largo e spiccato из Концерта ре минор и Ария «Vedrò con mio diletto» из барочной оперы «Юстин» — самый известный номер произведения. Она часто исполняется на концертах, при этом вся опера целиком ставится не так часто. Партия византийского императора Анастасия примечательна тем, что её исполняют как женщины (меццо-сопрано), так и мужчины (контратенор).

Значительная часть программы концерта — сочинения Баха. Для органа соло прозвучат три хоральные обработки, в том числе пасхальная «Христос воскрес» из цикла «Органная книжечка». Двухчастная элегантная Канцона была написана в Веймаре в 1709 году. Грандиозная Прелюдия и фуга си минор — позднее сочинение, созданное в Лейпциге между 1727 и 1736 годами. В заключительной части концерта — два известных произведения композитора: Адажио и Largo из разных циклов в переложении для скрипки и органа.

Программа концерта:

Бернардо Сабадини (дата рождения неизвестна-1718)

Преамбула (Grave per organo)

Джованни Баттиста Перголези (1710-1736)

Сицилиана ми минор

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)

Три хоральные обработки:

«Christ ist erstanden» («Христос воскрес»), BWV 627 из цикла «Органная книжечка»

«Allein Gott in der Höh` sei Ehr`» («Славься, единый Бог в небесах»), BWV 663, 664

из цикла  «18 Лейпцигских хоральных обработок»

Франческо Мария Верачини (1690-1750)

Largo фа-диез минор

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)

Канцона ре минор, BWV 588

Антонио Вивальди (1678-1741)

Largo e spiccato из Концерта ре минор для двух скрипок, струнных и basso continuo, op.3 № 11, RV 565 (переложение для скрипки и органа)

Ария «Vedrò con mio diletto» («Увижусь с любимым») из оперы «Юстин», RV 717

(переложение для скрипки и органа)

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)

Прелюдия и фуга си минор, BWV 544

Адажио из цикла Токката, Адажио и фуга до мажор, BWV 564

(переложение для скрипки и органа)

Largo, ma non tanto из Концерта ре минор для двух скрипок, струнных и basso continuo, BWV 1043 (переложение для скрипки и органа)

Купить билет — http://artparking.org/product-category/kostelst/ 

11 апреля, воскресенье, 16 часов

Концерт органной музыки

УТРЕННЯЯ ЗВЕЗДА

Г. Муффат, Д. Букстехуде, Г. Бём, И.С. Бах, Ф. Мендельсон-Бартольди, С. Франк

Дипломант всероссийского конкурса

ЯНА ТРОМБИНСКАЯ

(орган, Санкт-Петербург)

В программе петербургской органистки Яны Тромбинской — сочинения немецких и французских композиторов XVIII-XIX веков.

Г. Муффат — немецкий композитор, сыгравший значительную роль в распространении французской и итальянской музыки в Германии. О его популярности говорят прижизненные издания многих его сочинений. Концерт откроет Токката II соль минор из сборника «Apparatus musico-organisticus», включающего 12 токкат.

Пассакалия Д. Букстехуде — единственное сочинение композитора в этом жанре. Это вариации, проводящиеся на остинатную тему в басу. Интересно особенное значение числа «7», применимое к данному опусу: тема из 7 нот проводится по 7 раз в каждом из 4 разделов. Среди многочисленных комментариев по поводу символики в этой пьесе, можно отметить трактовку известного музыканта и органиста Х. Фогеля: по его мнению, в строении запечатлеваются 4 фазы луны (растущей и убывающей).

Хоральная партита Г. Бёма «Кто вверяет себя любящему Богу — это вариации на хоральную мелодию в светской манере. Бём был основоположником и первым классиком этого нового жанра, предназначенного для домашнего музицирования. По утверждению К.Ф.Э. Баха,  его отец И.С. Бах  любил и изучал творчество Бёма. Есть предположение, что двух музыкантов связывали дружеские отношения. В программе концерта четыре хоральные обработки из разных циклов Баха, в том числе две пасхальные из знаменитой «Органной книжечки».

Ф. Мендельсон в течение всей жизни пропагандировал творчество И.С. Баха. Он был одним из первых исполнителей, познакомивших французскую (Париж, 1825) и английскую (Лондон, 1829) публику с сочинениями великого композитора. Особой заслугой Мендельсона в популяризации баховских органных опусов стала издательская деятельность. В своём творчестве композитор использовал богатый опыт немецкой органной традиции, привнося в него лирико-романтические черты. Им было написано шесть Сонат для органа, одна из которых — Соната № 5 ре мажор — будет исполнена на концерте.

В заключение концерта прозвучит Пастораль С. Франка — выдающегося французского органиста и композитора бельгийского происхождения. Его органные композиции, написанные в позднеромантическом стиле, с многочисленными модуляциями и элементами импровизации, стали предшественниками масштабных сочинений Ш.-М. Видора, Л. Вьерна, М. Дюпре.

Программа концерта:

Георг Муффат (1653–1704)

Токката II соль минор из сборника «Apparatus musico-organisticus»

Дитрих Букстехуде (1637–1707)

Пассакалия in d, BuxWV 161

Георг Бём (1698–1733)

Хоральная партита «Wer nur den lieben Gott läßt walten»

(«Кто вверяет себя любящему Богу»)

Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)

«Wie schön leuchtet der Morgenstern» («Как прекрасно светит утренняя звезда»), BWV 739

«O Lamm Gottes, unschuldig» («О невинный агнец Божий»), BWV 618

«Erstanden ist der heil’ge Christ» («Воскрес Святой Христос»), BWV 628

«Heut triumphieret Gottes Sohn» («Сегодня торжествует Божий сын»), BWV 630

Феликс Мендельсон (1809–1847)

Соната № 5 ре мажор, op. 65/5:

Andante

Andante con moto

Allegro

Сезар Франк (1822–1890)

Пастораль, FWV 31

Купить билет — http://artparking.org/product-category/kostelst/ 

17 апреля, суббота, 19 часов

Концерт органной музыки

ПОПУЛЯРНЫЙ ОРГАН

Д. Букстехуде, И.С. Бах, В.А. Моцарт, Ф. Шуберт, Э. Жигу, Л. Боэльман,

Ф. Лист, Ш.-М. Видор, О. Мессиан

Заслуженная артистка России, профессор Санкт-Петербургской консерватории

ТАТЬЯНА ЧАУСОВА

и её ученики:

МАРГАРИТА ДЁМИНА
МАРИЯ ЗЫРЯНОВА
ТИМОФЕЙ КАЛМЫКОВ

АННА КИСЕЛЁВА

Лауреат всероссийского конкурса

ВЛАДИСЛАВ ПЛАМЕНЕВ

(орган, Санкт-Петербург)

В концерте принимает участие Лауреат международных конкурсов Юлия Яковенко (сопрано)

Разнообразную программу из известных сочинений немецких, австрийских и французских композиторов XVIII-XX веков представит профессор Санкт-Петербургской консерватории Татьяна Чаусова и студенты её класса.

Концерт откроет Токката, Адажио и фуга до мажор И.С. Баха. Оригинальная в композиционном плане, трёхчастная Токката до мажор во всём контрастна следующему за ним Адажио — одному из самых интонационно-выразительных сочинений композитора. Развёрнутый цикл завершается виртуозной фугой.

В органном наследии Д. Букстехуде ведущую роль занимают свободные композиции — Прелюдии (Токкаты, Преамбулы), по музыкальному строению и языку схожие с сочинениями южноевропейских мастеров, прежде всего Дж. Фрескобальди и И.Я. Фробергера. Будет исполнена Прелюдия ре мажор. Созвучные пасхальному настроению, прозвучат две хоральные обработки из цикла «Органная книжечка» Баха.

В программе концерта — самые известные и исполняемые французские сочинения для органа: Молитва и Токката из «Готической сюиты» Л. Боэльмана, а также Токкаты Э. Жигу из цикла «10 пьес» и Ш.-М. Видора из Симфонии для органа № 5. Они перенесут слушателей в атмосферу французских соборов, с их гигантскими инструментами и впечатляющей акустикой. Молитва Деве Марии — тихое медитативное сочинение, а Токкаты — наоборот, блестящие и виртуозные.

В исполнении Заслуженной артистки России Татьяны Чаусовой и Юлии Яковенко прозвучат три популярных сочинения для голоса и органа: Ария Баха, Ave Maria Ф. Шуберта и «Аллилуйя» В.А. Моцарта.

Своеобразным музыкальным приношением Баху является Прелюдия и фуга на тему BACH Ф. Листа, в которой буквально звучит фамилия великого композитора, зашифрованная «музыкальным алфавитом». Лист по-новому трактует жанр Прелюдии и фуги, наполняя его романтической окраской. Эта виртуозная фантазия была создана им в 1855 году и навсегда вошла в «золотой фонд» органного репертуара.

В сочинениях О. Мессиана нашли отражение теологические идеи и искания, изучение традиций индийской, японской, латиноамериканской культур, увлечение орнитологией, особенно голосами птиц. В программе концерта — Медитация «Предвечные замыслы» из цикла «Рождество Господне».

Программа концерта:

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)

Токката, Адажио и фуга до мажор, BWV 564

Исп.: Мария Зырянова

Дитрих Букстехуде (1637-1707)

Прелюдия ре мажор, BuxWV 139

Иоганн Себастьян Бах

Две хоральные обработки из цикла «Органная книжечка»:

«Christ lag in Todesbanden»(«Христос лежал в пеленах смерти»), BWV 625

«Erstanden ist der heil’ge Christ» («Воскрес Святой Христос»), BWV 628

Эжен Жигу (1844-1925)

Токката из цикла «10 пьес» для органа

Исп.: Тимофей Калмыков

Леон Боэльман (1862-1897)

Две части из «Готической сюиты», op.25:
Молитва Деве Марии

Токката

Исп.: Владислав Пламенев

Иоганн Себастьян Бах

Ария «Bist du bei mir» («Когда ты со мной»)

из второй тетради Анны Магдалены Бах, BWV 508

Франц Шуберт (1797-1828)

Ave Maria

Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791)

«Аллилуйя» из Мотета «Exsultate, jubilate» («Радуйтесь, ликуйте»), KV 165

Исп.: Юлия Яковенко и Татьяна Чаусова

Ференц Лист (1811-1886)

Прелюдия и фуга на тему BACH, S.260

Исп.: Маргарита Дёмина

Оливье Мессиан (1908-1992)

Медитация «Desseins éternels» («Предвечные замыслы»)

из цикла «La Nativité du Seigneur» («Рождество Господне»)

Шарль-Мари Видор (1844-1937)

Токката из Симфонии для органа № 5 для органа фа минор, op.42/1

Исп.: Анна Киселёва

Купить билет — http://artparking.org/product-category/kostelst/ 

24 апреля 2021, суббота, 19 часов

Концерт органной музыки для дуэта органистов

ОБЪЕДИНЯЮЩАЯ СИЛА МУЗЫКИ
И.С. Бах, С. Уэсли, В.А. Моцарт, Н. Гаде, А Хессе,

И Штраус, В.Ф. Одоевский, Г. Меркель

ЛИЛИЯ КУЗНЕЦОВА

Лауреат международных конкурсовМАЙЯ МОКРЕЦОВА

(орган, Санкт-Петербург)

С яркой программой из сочинений композиторов XVIII–XIX веков для дуэта органистов выступят Лилия Кузнецова и ее ученица Майя Мокрецова.

Органный дуэт (исполнение двумя музыкантами на одном органе) — сравнительно позднее явление в истории этого инструмента, в отличие от ансамбля нескольких органов. Репертуар для него начал появляться только в конце XVIII века. Расширение ресурсов большого органа в эпоху романтизма позволило усложнить музыкальный текст, привлечь второго органиста. Жанр органного дуэта расцвел. Поэтому и большая часть произведений, включенных в программу концерта, написана в XIX веке. Прозвучат как небольшие одночастные сочинения (три дуэта С. Уэсли, Анданте Н. Гаде), так и крупные сочинения: Фантазии А. Хессе и В.А. Моцарта, первая часть Сонаты Г. Меркеля, Сарабанда В.Ф. Одоевского. В русской музыке почти нет произведений для органного дуэта. Сарабанда Одоевского — редкое исключение.

Фантазия Моцарта — один из интересных примеров музыки, написанной для исполнения не человеком, а музыкальным механизмом. В 1790-91 годах по заказу графа Деима, владельца художественной галереи в Вене, Моцарт написал ряд пьес «для механического органа в часах» — устройства с органными трубами, автоматически воспроизводящего музыку без участия исполнителя (наподобие музыкальной шкатулки или шарманки, но значительно крупнее и богаче по звучанию). Это сочинение является своеобразным переложением, хотя и максимально близким по своему звучанию к оригиналу, написанному для механического органа.

Сочинение, открывающее концерт — кантата И.С. Баха «Храни нас, Боже, словом Твоим». Как и большинство кантат композитора, это произведение основано на одноименном протестантском хорале, написанном М. Лютером, и привязано к конкретному воскресенью в церковном календаре: второму перед Великим постом, в которое предлагается размышлять над ролью божественного слова (Св. Писания) в жизни христианина. Строфы хорала, обработанные то в виде большой хоральной фантазии для хора и оркестра, то вкрапленные в лирический дуэт, то звучащие в строгом четырехголосном виде чередуются с лирико-философскими размышлениями в сольных ариях. Переложение для двух органистов подчеркивает близость хоровых и органных хоральных фантазий, а яркая разработка аффектов (чувств, эмоций) в музыке арий, даже без слов оказывается убедительной и захватывающей.

Программа концерта:

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)

Кантата на хорал «Erhalt uns Herr, bei deinem Wort» («Храни нас, Боже, словом Твоим»), BWV 126 (обработка для двух органистов С. де Йонга)

Самуэль Уэсли (1766-1837)

Три пьесы из цикла «Семь дуэтов» для двух органистов

Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791)

Фантазия фа минор:

Adagio-Allegro-Adagio

Нильс Гаде (1817-1890)

Анданте до мажор

Адольф Хессе (1809-1863)

Фантазия до минор:

Adagio-Allegretto-Andante grazioso

Иоганн Штраус (1825-1899) — Иоганнес Матиас Михель (1962*)

Вальсы (переложение для двух органистов в четыре ноги И.М. Михеля)

Владимир Фёдорович Одоевский (1803-1869)

Сарабанда для двух органистов

Густав Меркель (1827-1885)

Allegro moderato из Сонаты ре минор, op.30

Купить билет — http://artparking.org/product-category/kostelst/ 

2 мая 2021, воскресенье, 16 часов

Органный  концерт

ТОРЖЕСТВО ВЕСНЫ

И. Кунау, И.С. Бах, Ф. Мендельсон-Бартольди, С. Франк, Л. Вьерн, О. Мессиан

ТАТЬЯНА АНДРИАНОВА
(орган, Москва)

Московская органистка Татьяна Андрианова исполнит яркую программу из сочинений немецких и французских композиторов. Разнообразные сочинения объединены ликующим, радостным настроением, присущим Пасхальному воскресенью.

Объединяющим фактором программы становятся основные тональности произведений — ля и ре мажор. Это одни из самых светлых тональностей, использующихся для передачи праздничного ликования в музыке.

Первую половину программы — немецкую — откроет Токката in A (ля мажор) Иоганна Кунау, предшественника И.С. Баха на посту музыкального руководителя в церкви св. Фомы в Лейпциге.

Творчество самого Баха будет представлено в виде переложений его оркестровой музыки. Адажио из «Пасхальной оратории» своей величественной строгостью предваряет первый хор этого сочинения. По стилистике пьеса близка медленным частям барочных концертов (в оригинальной партитуре солирует гобой, исполняющий проникновенную мелодию). В партитуре Синфонии, открывающей кантату № 29, главная роль принадлежит облигатной (постоянной) партии органа, в своем виртуозном движении передающей восторженную благодарность.

Завершающая «немецкий» блок сочинений Соната № 3 Ф. Мендельсона служит «проводником» от барочной музыки к романтизму (вспомним, что именно Мендельсон начал активную пропаганду музыки Баха). Её свободное изложение (торжественные и ликующие крайние части в ля мажоре обрамляют напряженно-драматичную ля-минорную фугу в центре) как будто предвосхищает гибкие формы зрелого романтизма.

Как и все органные сочинения С. Франка, Хорал № 3 имеет неповторимо индивидуальную структуру, в сложном чередовании и переплетении трёх тем которой происходит переход от сумрачного ля минора к пафосному ля мажору.

В заключительной части концерта — пьесы О. Мессиана и Л. Вьерна: «Небесное причастие» отражает те тонкие грани мистического религиозного переживания, которые выделяют стиль Мессиана на фоне всей музыки XX века, а «Вестминстерские колокола» Вьерна завершат программу праздничным трезвоном, словно возвещающим о воскресении Христа.

Программа концерта:

Иоганн Кунау (1660-1722)

Токката in A

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)

Адажио из «Пасхальной оратории», BWV 249

Синфония из Кантаты «Wir danken dir, Gott, wir danken dir» («Мы благодарим тебя, Господи») (транскрипция Александра Гильмана), BWV 29

Ария из Оркестровой сюиты № 3 ре мажор, BWV 1068

Феликс Мендельсон-Бартольди (1809-1847)

Соната № ля мажор, op.65/3:

Con moto maestoso — Andante tranquillo

Сезар Франк (1822-1890)

Хорал № 3 ля минор, FWV 40

Оливье Мессиан (1908-1992)

«Le banquet céleste» (1926) («Небесное причастие»)

Луи Вьерн (1870-1937)

«Вестминстерские колокола» из «24 пьес-фантазий», op.54, № 6

Купить билет — http://artparking.org/product-category/kostelst/